1.Прокурор разъясняет: о противодействии коррупционным преступлениям.
Коррупция – это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.
Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп. Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией.
Один из основных законов – это Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Однако он далеко не единственный.
Для госорганов принято множество других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции.
Профилактика коррупции – это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. «а» п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.
Исходя из этих мер в госоргане должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также необходимо проводить работу с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции.
Борьба с коррупцией, так же как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Этим, как правило, занимаются правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции).
Генеральная прокуратура РФ в рамках мер по борьбе с коррупцией взаимодействует:
с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);
Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ).
Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях. К ним, в частности, относятся:
- разработка и принятие антикоррупционной политики организации;
- назначение подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции;
- оценка коррупционных рисков;
- выявление и урегулирование конфликта интересов;
- установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации.
Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
- проверка контрагентов и включение антикоррупционной оговорки в договоры;
- антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;
- информирование, консультирование и обучение работников по вопросам предупреждения коррупции;
- установление каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях (например, мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и соцсетях);
- внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета;
- взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции;
- участие в коллективных антикоррупционных инициативах;
- мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.
2.Меры по профилактике коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
4) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
5) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
6) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
7) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Ответственность за коррупционные правонарушения.
Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.
Преступлением (уголовным правонарушением), согласно части 1 статьи 14 Уголовного кодекса РФ, признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания.
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Гражданско-правовой проступок представляет собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение.
Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (служащим) по его вине возложенных на него трудовых (служебных) обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции вышеуказанным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ:
21) непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
2) непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
3) непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:
1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;
3) объяснений муниципального служащего;
4) иных материалов.
При применении взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
3.В чём состоит контроль за законностью получения денежных средств?
Федеральным законом от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции», вступившим в законную силу 17 марта 2022 года, в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» введена в действие статья 8.2 «Контроль за законностью получения денежных средств».
В соответствии со ст.8.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета лица, представившего указанные сведения (далее – проверяемое лицо), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, лица, осуществляющие такую проверку, обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.
В случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, или представления недостоверных сведений материалы проверки в трехдневный срок после ее завершения направляются лицом, принявшим решение о ее осуществлении, в органы прокуратуры Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие материалы, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность получения этих средств, если размер взыскиваемых средств превышает десять тысяч рублей.
4.О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Реализация государственной политики в сфере противодействия коррупции предусматривает активное внедрение информационных систем в качестве инструментов повышения прозрачности и подотчетности в государственном управлении.
Доступный и оперативный обмен информацией между органами власти и гражданами может способствовать гражданскому участию в противодействии коррупции.
В развитие этого Федеральным законом от 01.07.2017 № 132-ФЗ введена такая мера ответственности за совершение коррупционных правонарушений, как внесение лиц из числа служащих и чиновников в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Указанным законом Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия». Одновременно в ряд законодательных актов были внесены изменения, предписывающие работодателям включать в данный реестр сведения об увольнении тех работников, которые дискредитировали себя посредством совершения коррупционных правонарушений.
Реестр не является самостоятельным правовым механизмом, а выполняет роль информационного инструмента, необходимого для качественной правореализации законодательных предписаний, оповещения правоприменителя о наличии у лица ограничений.
Основная идея данного реестра состоит в том, что, помимо наличия в трудовых книжках лиц, уволенных в связи с утратой доверия, соответствующей записи, необходимо ввести единую базу данных, содержащую сведения об указанных лицах, что затруднило бы сокрытие последними информации о факте увольнения в связи с утратой доверия.
Наряду с опасением попасть в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, это должно мотивировать чиновников к соблюдению законов.
Введение реестра особенно актуально в связи с тем, что количество лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение дисциплинарных правонарушений коррупционного характера, в последние годы выросло. Если в 2016 г. факты совершения коррупционных правонарушений стали основанием для увольнения 383 чиновников, то в 2019 г. – уже 1 150. По состоянию на май 2022 г. в реестре лиц, уволенных в связи утратой доверия, содержатся сведения в отношении 3 216 лиц, к которым применено взыскание в виде увольнения за совершение коррупционного правонарушение.
Следует отметить, что понятие «утрата доверия» применительно к сфере противодействия коррупции возникает вследствие несоблюдения или неисполнения определенного перечня ограничений, запретов и обязанностей. К их числу относятся: непредставление в установленном порядке сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; непринятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов; получение работником в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) и т.д.
Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
Реестр размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://gossluzhba.gov.ru/reestr). Ведение реестра осуществляется на русском языке с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, о защите персональных данных.
К сведениям, подлежащим включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, относятся: фамилия, имя и отчество лица; наименование органа (организации), в котором данное лицо замещало должность; его должность; положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены, послужившее основанием для увольнения (освобождения от должности); дата соответствующего акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) и дата размещения информации на официальном сайте единой системы.
Реестр позволяет кадровым службам государственных органов получать информацию о соблюдении претендентами требований законодательства о противодействии коррупции, не допускать на государственную или муниципальную службу лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
5.Какие статьи КоАП РФ имеют коррупционною направленность?
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Административные правонарушения коррупционной направленности установлены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Так, согласно статье 19.28 КоАП РФ ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере до стократной суммы предложенного незаконного вознаграждения.
Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего или бывшего государственного (муниципального) служащего – штраф для граждан от 2 000 до 4 000 рублей; для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.
Также к правонарушениям коррупционной направленности можно отнести правонарушения, связанные с процедурами проведения выборов и референдумов, предусмотренные ст. ст. 5.16, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 5.45, 5.47, 5.48, 5.50 и 5.52 КоАП РФ, такие как вмешательство в работу избирательной комиссии, подкуп избирателей, непредоставление сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, нарушения при финансировании или материальной поддержке избирательной компании, при выделении площадей для размещения агитационных материалов.
Статьями 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения, совершенные при осуществлении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, например, нарушение сроков опубликования или неопубликования информации о заказе, необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе, разглашение сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов аукциона.
К административным правонарушениям коррупционной направленности относится также нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.35 КоАП РФ, незаконное использование служебной (инсайдерской) информации на рынке ценных бумаг в личных целях для получения выгоды, что предусмотрено ст. ст. 15.19, 15.21, 15.35 КоАП РФ.
6.О конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.
Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего (далее – служащий) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Как служащий, так и представитель нанимателя обязаны принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
В чем может выражаться выражается личная заинтересованность.
Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества:
1) самим служащим;
2) лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками). К ним относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей;
3) организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Меры, которые должен принять служащий для предотвращения или урегулирования конфликта могут быть разными.
В частности, служащий обязан:
1) сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
2) при необходимости осуществить самоотвод;
3) отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов;
4) передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту.
Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Представитель нанимателя также обязан принять меры для предотвращения или урегулирования конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту.
Представитель нанимателя, в частности, обязан:
1) изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей.
2) направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
7.Обращение имущества в доход государства за совершение коррупционных правонарушений.
В качестве гражданско-правовой меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений статьей 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность принудительного изъятия судом у собственника имущества, когда им в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.
Аналогичные правовые последствия регламентированы статьей 169 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает возможность взыскания в доход Российской Федерации всего полученного по сделке сторонами, если она была заключена с целью, противной основам правопорядка или нравственности.
При этом, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлен перечень имущества, с иском об обращении в доход Российской Федерации которого вправе обратиться прокурор (земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в случае, если лицом, замещающим (занимающим) государственную должность, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
8.Порядок изъятия денег коррупционеров в доход государства.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен новой статьей 8.2, определяющей порядок контроля за законностью получения денежных средств. Соответствующий Федеральный закон от 06.03.2022 № 44-ФЗ вступит в действие 17.03.2022 года.
При выявлении в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера информации о том, что в течение года, предшествующего году представления сведений, на счета лиц, их представляющих, супругов и их несовершеннолетних детей в банки (кредитные организации) поступили денежные средства в сумме, превышающей совокупный доход семьи за отчетный период и предшествующие два года, у проверяемых лиц истребуются сведения о законности их получения. При непредоставлении таких сведений или представлении недостоверных сведений материалы направляются в органы прокуратуры РФ. Аналогичное решение принимается и в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки при наличии информации о поступлении на счета семьи денежных средств, превышающих их совокупный доход за три года.
Прокурорами в срок не позднее 10 рабочих дней принимается решение об осуществлении проверки законности получения денежных средств.
Законом исключена возможность проведения проверки по истечении шести месяцев со дня увольнения проверяемого лица.
Законодательно закреплены права проверяемого лица давать пояснения, представлять дополнительные материалы, обращаться к прокурору с ходатайством о проведении с ним беседы. Ходатайство в любом случае подлежит обязательному удовлетворению.
По результатам проверки при наличии оснований прокурор обращается в суд в порядке гражданского судопроизводства с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность их получения. Обращение прокурора в суд возможно, если размер взыскиваемых средств превышает десять тысяч рублей.
9.Порядок рассмотрения обращений о фактах коррупции
Под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде материальных ценностей либо услуг для себя или для третьих лиц.
Основное отличие коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, – наличие корыстного мотива. В первую очередь, это взяточничество и иные деяния, влекущие за собой уголовную ответственность.
О фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в правоохранительные органы — в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно.
По фактам коррупционных преступлений необходимо обращаться в следственные и оперативные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также органы Следственного комитета России, в т.ч. анонимно.
Если имеют место факты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащие признаков преступления, следует обращаться в органы прокуратуры Российской Федерации.
Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.
В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа местного самоуправления. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.
По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).
В случае выявления в действиях должностных лиц органов местного самоуправления коррупционной составляющей:
- материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;
- по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов муниципальной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Например, поводом для прокурорской проверки могут служить заявления о несоблюдении государственными и муниципальными служащими, иными лицами запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством (занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами, представление недостоверных сведений о доходах и др.).
Следствием таких проверок может стать устранение нарушений, привлечение виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.
Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции. При поступлении в прокуратуру, такие обращения направляются по подведомственности в правоохранительные органы.
Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.
10.Утверждены антитеррористические требования для детских лагерей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 732 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для указанных целей. Во всех детских лагерях появится система передачи тревожных сообщений.
Требованиями предусмотрен осмотр зданий и территорий не реже 4 раз в день. Новыми требованиями предусмотрено категорирование мест отдыха и оздоровления несовершеннолетних. В частности, детские лагеря будут разделены на 4 категории, для каждой из которых установлены отдельные требования к безопасности. К примеру, организации 1 категории должны иметь особую систему охраны, обеспечиваемую сотрудниками частных охранных организаций, подразделений войск национальной гвардии или ведомственной охраны.
Присвоение категорийности объекта будут осуществлять специальные комиссии, в состав которых включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, работники объекта (территории) стационарного типа, представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию). К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Постановлением также утверждена форма и правила ведения паспорта безопасности, который должен быть в каждом детском лагере.
11.Административная ответственность за распространение экстремистских материалов.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов.
Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
12.Что такое экстремизм?
Из ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» следует, что к экстремизму (экстремистской деятельности) относятся:
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др.
В примечании 2 ст. 228.1 УК РФ определено, что под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ, п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ).
13.Требования к антитеррористической защищенности объектов образования и административная ответственность за их нарушение.
Во исполнение Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности данного министерства, и формы паспорта безопасности объектов.
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объектов, их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). По результатам комиссионного обследования объектам присваивается категория опасности (от первой до четвертой).
К четвертой категории опасности относятся объекты:
- расположенные на территории субъекта РФ, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;
- объекты, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек или на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн. руб.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности таких объектов, отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется комплекс мероприятий, в том числе:
-обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
-оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
-исключение бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
-организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Управление образования как лицо, осуществляющее функции учредителя, отвечает за обеспечение финансирования указанных мероприятий. Учредитель, являясь распорядителем бюджетных средств, при формировании муниципального задания обязан предусматривать расходы на содержание здания образовательного учреждения, переданного в оперативное управление. Нарушение требований либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность в виде штрафа, а для должностных лиц - в виде штрафа или дисквалификации по ч. 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14.К запрещенной информации отнесена информация о способах, методах незаконного изготовления боеприпасов к оружию.
Федеральным законом от 29.12.2022 № 585-ФЗ к информации, в распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», отнесена информации о способах, методах незаконного изготовления боеприпасов, за исключением информации о способах, методах самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
15.Ответственность за преступления в сфере современных информационно-телекоммуникационных технологий.
В последние годы растет количество преступлений, совершенных с использованием сети Интернет.
Основную массу данных преступлений составляют различные хищения денежных средств с банковских карт или счетов, при приобретении товаров (услуг) посредством сети Интернет, требования передачи имущества под угрозой распространения каких-либо сведений, которые могут причинить существенный вред их владельцам, полученные путем неправомерного доступа к страницам пользователей в сети Интернет, а также преступления в сфере компьютерной информации.
В частности, к данным преступлениям отнесены: кража с банковского счёта, а равно в отношении электронных средств платежа (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ); мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК РФ), мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ).
Наиболее суровые наказания предусмотрены за кражу с банковского счёта, а равно в отношении электронных средств платежа (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ) - до 6 лет лишения свободы с дополнительными видами наказания или без таковых.
В случае совершения лицом указанного преступления исключается возможность прекращения уголовного дела и фактического освобождения от наказания, в том числе в связи с примирением с потерпевшим.
16.О преступлениях в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Стремительный рост преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий показывает, что наряду с реальной средой преступниками все активнее используется цифровая (виртуальная) среда, которая порождает новую преступную специализацию. В Российской Федерации в 2021 зарегистрировано свыше 845 тыс. преступлений, из которых 226,9 тыс. (26,8 %) совершены с использованием ИТТ.
Под преступлениями в сфере ИТТ понимаются такие уголовно запрещенные под угрозой наказания общественно опасные деяния, которые непосредственно совершены с использованием информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в виртуальном мире.
Преступления в сфере ИТТ разнообразны, прежде всего к ним относится, мошенничество, совершаемое посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», так и с помощью средств мобильной связи (ст. 159 УК РФ), преимущественно это хищения денежных средств с банковских счетов граждан. Также к таким преступлениям относятся, например, хищения, совершенные с использованием расчетных (пластиковых) карт (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ (ст. 273 УК РФ), распространение противоправной информации (клеветы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 2 ст. 128.1 УК РФ).
Любое преступление, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», будет являться более квалифицированным составом преступлением, и, соответственно, более тяжким по наказанию.
17.Информационная безопасность детей в сети Интернет.
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
4) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
5) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
6) оправдывающая противоправное поведение;
7) содержащая нецензурную брань;
8) содержащая информацию порнографического характера;
9) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрена информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, к которой относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Родители, будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка!
18.Размещение в сети «Интернет» фотографии несовершеннолетнего ребенка без согласия родителей влечет ответственность.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 152.1 Гражданского кодека Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т.ч. его фотографии и видеозаписи) допускается только с его согласия.
На основании ст. 64 Семейного Кодекса Российской Федерации установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Таким образом, размещение изображения (фотографии) несовершеннолетнего, в том числе в сети «Интернет», возможно только с согласия его родителей либо иных законных представителей.
При этом законодателем установлен ряд случаев, когда согласие родителей (законных представителей) не требуется, а именно:
- использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
- изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- гражданин позировал за гонорар.
За нарушение требований законодательства о персональных данных предусмотрена административная ответственность по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
19.Новый порядок направления несовершеннолетних в спецучреждения закрытого типа.
С 02.12.2022 вступили в законную силу изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), касающиеся регламентации порядка производства по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и центрах временного содержания.
Ранее вопросы рассмотрения судами таких дел регулировались Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Поправки, внесенные в КАС РФ, закрепляют максимальный объем процессуальных гарантий.
В частности, предусмотрено право несовершеннолетнего на личное участие в судебном заседании, на участие в деле адвоката по назначению суда и законных представителей с полным объемом процессуальных полномочий, а также право на апелляционное и кассационное обжалование.
О принятии заявления к производству суд информирует уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, который вправе участвовать в рассмотрении и дать заключение по делу.
Предусмотрена возможность утверждения судом соглашения о примирении по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа. В рамках соглашения могут быть урегулированы вопросы о порядке, сроках и месте проведения медицинского освидетельствования, необходимого для определения возможности помещения несовершеннолетнего в такое учреждение.
Одновременно внесены изменения в ст. 92 Уголовного кодекса РФ и ст. 432 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предусматривающие, что несовершеннолетний осужденный, освобожденный судом от наказания, помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на основании приговора суда.
Вопросы, связанные с дальнейшим пребыванием, рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Участие прокурора в рассмотрении судом административных дел данной категории является обязательным.
20. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность совершеннолетних лиц за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений в виде лишения свободы (ст. 150 УК РФ).
Под «вовлечением» понимаются активные действия, приведшие к появлению у несовершеннолетнего желания совершить одно или несколько преступлений или участвовать в них.
В качестве способов склонения могут применяться уговоры, обещания и уверения в безнаказанности, обман, угрозы и запугивание.
Например, обещания могут быть связаны с получением в будущем денег, какого-либо имущества, в т.ч. похищенного во время преступления.
Обман может заключаться в сообщении заведомо ложной информации относительно совершаемого преступления и его последствий, например, об отсутствии ответственности за содеянное.
Под угрозой понимаются действия лица, направленные на запугивание несовершеннолетнего причинением вреда ему или его близким в случае отказа от совершения преступления.
Повышенная уголовная ответственность за вовлечение детей в совершение преступлений предусмотрена для родителей, педагогов и иных лиц, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию.
О фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность сообщайте в правоохранительные органы.
21.Несовершеннолетние могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности за участие в массовых беспорядках.
Неправомерное поведение несовершеннолетних всегда вызывало острую обеспокоенность и тревогу органов государственной власти и общества в целом. В настоящее время, когда активизировалась деятельность деструктивных субъектов, активно вовлекающих подростков в массовые несанкционированные акции, данная проблема приобрела особую остроту.
Следует помнить, как самим подросткам, так и их законным представителям, что такие мероприятия могут быть использованы для антиконституционных демонстраций, провокации общественных беспорядков и нарушения прав и интересов граждан, а также не забывать о требованиях закона об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
В соответствии с действующим законодательством, несовершеннолетний, являясь субъектом административных правоотношений, подлежит административной ответственности за нарушение требований:
• статьи 5.38 КоАП РФ (воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них);
• статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство);
• статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования),
• статьи 20.2.2 КоАП РФ (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка);
• статьи 20.3.2 КоАП РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации).
Таким образом, подросткам, достигшим возраста административной и уголовной ответственности нужно помнить, что участие в незаконных массовых акциях в зависимости от конкретных обстоятельств может образовывать составы, как административных правонарушений, так и составы преступлений, за совершение которых в несовершеннолетнем возрасте лицо наказывается строго. А привлечение к установленной законом ответственности может негативно отразиться на их дальнейшей судьбе.
22.Погашение судимости для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Судимость — это такое правовое состояние лица, приговоренного к отбытию (исполнению) наказания, которое в случае повторного совершения человеком преступления влечет оценку его личности и содеянного им как обладающих повышенной общественной опасностью.
Согласно ст. 95 Уголовного Кодекса Российской Федерации сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, в сравнении со сроками погашения судимости, предусмотренными в отношении взрослых, сокращены и составляют: 6 месяцев — после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы; 1 год — после отбытия лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести; 3 года — после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Несовершеннолетние, осужденные за преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, считаются несудимыми.
Остальные положения, относящиеся к учету, погашению и снятию судимости, предусмотренные в отношении взрослых (ст. 86 УК РФ), за исключением учета судимостей при рецидиве преступлений, распространяются и на несовершеннолетних. При признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет. Судимость несовершеннолетнего до истечения срока погашения может быть снята судом не только по ходатайству самого несовершеннолетнего, но и по ходатайству его родителей, законных представителей, а также органов опеки и попечительства.
В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности виновного суд вправе применять вышеприведённые положения к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, за исключением помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования либо воспитательную колонию. Понятие «исключительный случай» оценочное, и суд решает этот вопрос с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности виновного.
Погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации.