Такой запрет предусмотрен в числе поправок, которые сегодня утвердил Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Запрет на использование обучающимися средств подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий вступает в силу сегодня (19 декабря). Исключение предусмотрено только для случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся или работников организации, а также иных экстренных случаев. Предполагается, что реализация данного положения позволит минимизировать факторы отвлечения внимания обучающихся во время проведения уроков.
обязательное включение в правила внутреннего распорядка обучающихся требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации;
обязательное применение с 1 сентября 2024 года в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего и основного общего образования, федеральных рабочих программ по учебному предмету «Труд (технология)»;
переименование предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", входящего в обязательную часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования, в «Основы безопасности и защиты Родины»;
предоставление Правительству РФ, региональным и муниципальным органам власти права устанавливать дополнительные меры господдержки и соцгарантии для педагогических работников, а также для выпускников профессиональных образовательных организаций и вузов в целях привлечения их к педагогической деятельности.
2.Депутаты предлагают ежегодно выплачивать 15 тыс. руб. на школьников к началу учебного года.
В Госдуму поступил законопроект 1, предусматривающий ежегодную выплату в размере 15 тыс. руб. родителям школьников. С такой инициативой выступило Законодательное собрание Ленинградской области.
Выплату из федерального бюджета предлагается начислять на каждого ребенка – гражданина России – в возрасте от 6 до 18 лет, который получает начальное общее, основное общее или среднее общее образование. Начислять ее будут одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) не позднее 1 сентября.
«Установление новой ежегодной денежной выплаты в связи с началом учебного года станет существенной поддержкой родителей в процессе сбора детей в школу», – отмечают в пояснительной записке авторы законопроекта.
Они уточняют, что «школьная» выплата должна ежегодно индексироваться и не учитываться в расчете среднего дохода семей при предоставлении других мер социальной поддержки.
3.Утвержден план реализации Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года.
Документ разработан во исполнение Указа Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года».
План мероприятий по реализации Стратегии, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2023 г. № 3233-р1, включает несколько ключевых направлений:
а) сбережение детей, укрепление благополучия семей, имеющих детей;
б) развитие современной безопасной инфраструктуры для детей, формирование условий для активного участия детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в жизни общества;
в) профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их;
г) формирование безопасной информационной среды для детей;
д) укрепление института семьи, сохранение и поддержка традиционных российских духовно-нравственных, в том числе семейных, ценностей.
Так, в рамках первого направления намечена разработка информационного письма по вопросам внедрения лучших практик в сфере адресной поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подготовка информационно-просветительских материалов, направленных на поддержку и формирование здорового образа жизни у детей и семей с детьми, а также разработка учебно-методической программы подготовки волонтеров-поисковиков, которые смогут содействовать в розыске потерявшихся детей. Часть запланированных мероприятий касается помощи педагогам в обучении детей правилам безопасности – в частности, для педагогов дошкольных учреждений подготовят методические рекомендации по формированию у воспитанников основ безопасного поведения (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном и цифровом пространстве), а в основные профессиональные образовательные программы подготовки педагогов начальных классов включат модули «Безопасность на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры», «Пожарная безопасность», «Безопасность на водных объектах». Также будет проведена просветительская работа среди родителей и детей дошкольного возраста по вопросам безопасности и мерам господдержки семей с детьми.
Еще одно мероприятие первого раздела – разработка межведомственной программы «Плавание для всех», целью которой является создание условий для всеобщего обучения детей плаванию. Реализация программы будет проходить в детских садах, школах, организациях дополнительного образования, а также в детских оздоровительных лагерях. Здесь же запланирована разработка и реализация концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и актуализация комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних.
В рамках второго направления предполагаются:
а) оказание содействия трудовой и предпринимательской деятельности несовершеннолетних;
б) создание, развитие сети служб ранней помощи детям и их семьям в субъектах РФ, а также обеспечение их деятельности;
в) реализация мероприятий, направленных на оказание психологической помощи обучающимся образовательных организаций;
г) создание на территории не менее чем в 40 субъектах РФ «Семейных многофункциональных центров», оказывающих комплексную помощь семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, в числе мероприятий плана:
а) развитие школьных служб медиации (примирения) в субъектах РФ;
б) организация и обеспечение мониторинга новых социально опасных явлений среди детей и молодежи;
в) обеспечение предоставления экстренной анонимной психологической помощи детям и родителям по детскому телефону доверия в круглосуточном режиме во всех субъектах РФ;
г) разработка методических рекомендаций по вопросам ограничения освещения в СМИ, в том числе в Интернете, сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, способах совершения преступлений несовершеннолетними и в отношении их;
д) внесудебное ограничение доступа к распространяемой в Интернете информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
е) совершенствование системы мониторинга Интернета по выявлению противоправного контента и деструктивной активности несовершеннолетних;
ё) формирование банка эффективных моделей и практик воспитательной и профилактической работы, направленной на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи;
ж) поддержка общественных инициатив о закрытии свободного доступа на аварийные и заброшенные объекты;
з) оснащение и переоснащение детсадов, школ и объектов детского отдыха автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуацией и т. д.
Также план реализации Стратегии предусматривает разработку законопроекта о внесении изменений в российское законодательство в части обеспечения безопасности компьютерных игр для здоровья граждан, в том числе детей, а также выявления рисков совершения общественно опасных деяний.
4.Правительство РФ выделило почти 90 млрд руб. для выплат единого пособия на детей.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении дополнительного финансирования на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка1. На эти цели из резервного фонда кабинета министров направят более 89,5 млрд руб., что позволит обеспечить ежемесячным пособием не менее 10,3 млн детей.
При этом Минфину России поручено проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований и представить до 1 февраля 2024 года в Правительство РФ соответствующий доклад.
Напомним, единое пособие, объединившее ряд мер социальной поддержки нуждающихся семей, было запущено в России с 1 января 2023 года. На него могут рассчитывать беременные женщины, вставшие на учет в ранние сроки беременности, и родители детей до 17 лет, если доход семьи ниже одного регионального прожиточного минимума на человека с учетом оценки нуждаемости. Размер пособия на ребенка может достигать 50, 75 или 100% регионального детского прожиточного минимума, а размер выплаты беременным – 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума трудоспособного гражданина.
Отмечается, что в проекте федерального бюджета на 2024 год на выплату единого пособия предусмотрено еще 1,3 трлн руб.
5.Детские игрушки предложено маркировать средствами идентификации.
С 1 декабря 2023 г. по 1 декабря 2024 г. Минпромторг предлагает провести эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных товаров для детей: детских игрушек, игральных карт, наборов электрических гоночных автомобилей, настольных игр.
Функции оператора ИС для эксперимента возложат на ООО «Оператор-ЦРПТ».
Участие в эксперименте будет добровольным (Проект постановления Правительства России, ID проекта 01/01/08-23/00141391, подготовлен Минпромторгом России 30.08.2023).
6.Карту москвича стало возможно оформить на дошкольника семи лет.
Карта москвича дает право на льготный проезд в городском транспорте, может использоваться в качестве полиса ОМС, единого читательского билета в библиотеках Москвы, а также по ней можно получить скидки на товары и услуги партнерской сети.
Для того, чтобы получить карту, ребенок должен быть зарегистрирован в Москве (иметь постоянную регистрацию), а родители должны подать заявление на ее получение через официальный сайт Мэра Москвы. Для этого необходимо, чтобы в личном кабинете была заполнена информация о ребенке и подтверждено родство. Срок изготовления карты – 30 дней с подачи заявления.
Алгоритм подачи заявления выглядит следующим образом:
Авторизоваться на официальном сайте Мэра Москвы;
Нажать вкладку Услуги, выбрать Каталог услуг;
В разделе Образование (Популярное в разделе) выбрать Оформление карты москвича;
Нажать кнопку Получить услугу (справа) и выбрать Первичный выпуск карты;
Поставить галочку напротив пункта Законный представитель ребенка и заполнить Сведения о держателе карты (о ребенке), если они не подгрузились автоматически из личного кабинета.
Выбрать льготную категорию Учащиеся (дошкольники с семи лет, школьники, учащиеся колледжа, студенты, аспиранты, ординаторы, ассистенты-стажеры);
В разделе Сведения об обучении необходимо выбрать образовательную организацию и нажать Проверить учащегося. Если организации в списке нет – поставить галочку напротив пункта Организации нет в списке, ввести информацию вручную и представить в формате фото/скана документ, подтверждающий обучение;
Также в процессе оформления заявления необходимо будет прикрепить фотографию ребенка и уточнить, нужно ли записать полис ОМС на получаемую карту;
Указать место получения карты (для детей, которые ходят в детский сад в Москве по умолчанию будет выбрана образовательная организация, для обучающихся за пределами города или в частных садах можно выбрать наиболее удобный МФЦ).
Проверить все сведения и нажать Отправить заявление.
В Департаменте информационных технологий сообщили, что в настоящее время в детских садах Москвы обучаются более 50 тыс. детей старше семи лет.
7.Правила сдачи ГИА для выпускников за рубежом предлагают сохранить в 2024 году.
Соответствующий проект постановления Правительства РФ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 28 ноября 2023 года1. Там же представлен более подробный проект совместного приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора. В документах говорится об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств2.
Речь идет об учащихся, которые:
приняты на обучение начиная с 2021/22 учебного года и находятся в России;
находятся в иностранных государствах и осваивают образовательные программы в российских школах в форме семейного образования либо самообразования с применением электронного обучения или дистанционных технологий.
Предполагается, что как и в предыдущие два года выпускники смогут самостоятельно выбирать между промежуточной аттестацией и формами, установленными порядками проведения ГИА. Напомним, ГИА-9 проходит в формах ОГЭ и ГВЭ, а ГИА-11, соответственно, ЕГЭ или ГВЭ. У учащихся сохранится возможность при необходимости изменить форму ГИА. Для этого нужно будет подать заявление в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за две недели до начала периода проведения экзаменов. В случае непрохождения ГИА или неудовлетворительных результатов по ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ (более чем по двум предметам для ГИА-9 и более чем по одному обязательному предмету для ГИА-11, а также при повторной несдаче экзаменов в резервный период) школьники смогут пройти промежуточную аттестацию.
Общественное обсуждение обоих проектов продлится до 12 декабря 2023 года, независимые антикоррупционные экспертизы – до 4 декабря. На данный момент уже подготовлены проекты расписаний ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2024 год, подробнее с датами можно ознакомиться в нашей.
8.ФНС России напоминает об оплате имущественных налогов за несовершеннолетних детей.
Несовершеннолетний признается налогоплательщиком, если является собственником жилья или доли в нем, земельного участка и других объектов недвижимости. Оплачивать налоги за него могут родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица. Сделать это можно по QR-коду или штрих-коду через электронные сервисы, через банк, кассу местной администрации, почту, МФЦ, если там принимают оплату в счет налогов (Информация ФНС России от 15 ноября 2023 года).
Кроме того, оплатить налоги за ребенка можно в Личном кабинете налогоплательщика с помощью вкладки «Семейный доступ».
В этой вкладке нужно нажать кнопку «Добавить пользователя», далее ввести логин (ИНН) Личного кабинета несовершеннолетнего ребенка и нажать кнопку «Отправить запрос». В Личном кабинете несовершеннолетнего ребенка может быть не более двух подтвержденных запросов. Затем необходимо перейти в Личный кабинет ребенка и подтвердить свой запрос, нажав соответствующую кнопку. В случае отмены запроса в Личном кабинете несовершеннолетнего ребенка в добавлении будет отказано. Добавленные в такой список несовершеннолетние дети исключаются автоматически по достижении совершеннолетия. Также исключение из списка возможно по желанию любой из сторон. Для этого необходимо нажать на кнопку «крестик» у добавленного в списке пользователя и подтвердить исключение. Затем в разделе «Налоги» появится раскрывающийся список, куда входят только добавленные несовершеннолетние дети. Переключая пользователей в этом списке, можно оплатить налоги любым удобным способом: банковской картой, через онлайн-банк или распечатав квитанцию.
Напоминаем, что срок оплаты налогов по уведомлениям - 1 декабря.
9.Страхование имущества от террористических рисков или диверсии предлагается включить в правила добровольного страхования имущества.
Автор инициативы депутат Госдумы Владислав Резник предлагает включить в правила добровольного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества) также страхование от террористических рисков или диверсии.
Как отмечается в пояснительной записке, целью законопроекта является защита имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов от рисков утраты либо повреждения имущества в результате террористических актов или диверсий. Для этого автор предлагает включить в объекты страхования имущества (п. 4 ст. 4 Закона № 4015-I), если это прямо предусмотрено договором страхования, имущественные интересы, связанные с неполучением (недополучением) ожидаемой прибыли, необходимостью нести дополнительные расходы, неполучением (недополучением) сумм по гражданско-правовым договорам вследствие перерыва в хозяйственной деятельности в результате совершения террористического акта или диверсии.
В настоящее время обязанность возмещения ущерба, причиненного преступлениями террористической направленности, гражданам лежит на государстве (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"). Однако, по словам депутата, меры, предусмотренные действующим законодательством, не позволяют на практике в полной мере возместить имущественный ущерб от преступлений террористической направленности, а также создают повышенную нагрузку на бюджет.
Такими мерами являются компенсационные выплаты физлицам и юрлицам. Размер таких выплат установлен подп. "г" п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928. Они составляют:
для граждан – 50 тыс. руб. за частично утраченное имущество, 100 тыс. руб. за полностью утраченное имущество;
для юрлиц и ИП – до 200 тыс. руб. за частично утраченное имущество, до 400 тыс. руб. за полностью утраченное имущество.
Автор проекта отмечает, что указанные выплаты являются недостаточными и в условиях возросшего риска террористических угроз, обусловленного текущими событиями, и необходимо принять меры, направленные на максимальное возмещение вреда, причиненного такими преступлениями. Если законопроект примут, он вступит в силу со дня его официального опубликования.
Напомним, случаи, когда страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, если законом или договором не предусмотрено иное, перечислены в ст. 964 Гражданского кодекса. К ним относятся страховые случаи, наступившие вследствие:
воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.
10.За публичное оправдание и пропаганду экстремизма предлагается ввести уголовную ответственность.
Под публичным оправданием экстремизма инициаторы предлагают понимать публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Под пропагандой экстремизма – деятельность по распространению материалов или информации, направленных на формирование идеологии экстремизма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления экстремистской деятельности.
В пояснительной записке указано, что инициатива является реакция на пропаганду массшутинга – массовых убийств в учебных заведениях и детских садах. По мнению авторов проекта, его принятие станет важной профилактической мерой, направленной на защиту детей и молодежи от деструктивного влияния экстремистской идеологии и попыток вовлечь их в противоправную, опасную деятельность.
В случае принятия законопроекта эти действия будут наказываться:
штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет;
принудительными работами на срок до 3 лет;
арестом на срок от 4 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Для указанных деяний, совершенных посредством СМИ или Интернета, предусмотрены следующие виды наказаний:
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового:
лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
ВС РФ и Правительство РФ поддержали законопроект. Кабмин, однако, указал на необходимость устранения некоторых неточностей в тексте документа. В частности, отмечается, что его реализация может привести к коллизии норм ст. 280 УК РФ в редакции законопроекта с рядом других норм и трудностям при их разграничении на практике. Так, в зависимости от юридически значимых обстоятельств указанные деяния могут быть квалифицированы по статьям, предусматривающим ответственность за производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП), пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (ст. 20.3 КоАП РФ или ст. 282.4 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 20.3.2 КоАП РФ или ст. 280.1 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 20.3.1 КоАП РФ или ст. 282 УК РФ).
11.Ответственность за экстремизм и терроризм.
Положения об ответственности за экстремистскую и террористическую деятельность.
О правовых последствиях совершения правонарушений экстремистской и террористической направленности
На основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» за осуществление экстремистской и террористической деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.
Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации к числу преступлений экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, ст.ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч.2 ст.111 УК РФ, п.«б» ч.1 ст.213 УК РФ).
В Уголовном кодексе Российской Федерации совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства.
Совершение подобных преступлений влечет наказание вплоть до лишения свободы на определенный срок либо пожизненного лишения свободы в случае убийства по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.
Уголовное преследование либо назначение любого вида наказания за совершение преступлений экстремистской направленности (даже не связанного с лишением свободы) влечет ряд ограничений в дальнейшем.
Человеку, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ:
— к государственной и муниципальной службе;
— к занятию охранной и частной детективной деятельностью;
— к военной службе по контракту;
— к службе в правоохранительных органах;
— к работе в образовательных организациях.
При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности.
Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения.
Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие, а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма. Явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Действия и преступления, имеющие террористический характер, регулируются исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации, а именно: статья 205 – террористический акт, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
К преступлениям террористического характера, помимо собственно террористического акта, закон относит содействие террористической деятельности (ст.205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст.205.2 УК РФ), захват заложника (ст.206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ) и др.
Данные преступления влекут за собой наказание в виде лишения свободы на разные сроки, вплоть до двадцати лет, а также пожизненное лишение свободы.
Федеральные законы, регулирующие ответственность за экстремистскую и террористическую деятельность:
— Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности»
— Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. 20 30.12.2008) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010г.)
— Уголовный кодекс Российской Федерации
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Экстремизм:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации
— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность
— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни
— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии
— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от тех же признаков
— воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование деятельности гос. органов, ОМСУ, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенные с насилием либо угрозой его применения
— совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации
— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения
— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
— публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
— организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Террористическая деятельность:
— Организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта, а также пособничество в этом
— Подстрекательство к террористическому акту
— Организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы для реализации террористического акта, а также участие в такой группе
— Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов
— Пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
12.Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения безопасности граждан предусмотрена обязанность руководителей организаций принимать меры к антитеррористической защищенности объектов (территорий), препятствующие совершению террористического акта.
Требования антитеррористической защищенности конкретных объектов (территорий) утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения руководителями организаций и ведомств.
Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Так, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) дополнена статьей 20.35, частью 1 которой предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Частью 2 статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение аналогичных действий в отношении объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусматривается штраф: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
За аналогичные правонарушения в отношении объектов (территорий) религиозных организаций размер штрафа составит: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Законом предусмотрено, что положения части 2 статьи 20.35 КоАП РФ вступают в силу с 1 мая 2020 года.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьёй, относятся к подведомственности судей (часть 1 статьи 23.1 Кодекса).
Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются в пределах своих полномочий должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов, а также должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации (пункты 1, 56, 103 части 2 статьи 28.3 Кодекса).
13.Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму.
На протяжении последних двадцати лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия экстремистским и террористическим угрозам. В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Сегодня принципиально важно, чтобы борьба с этим злом велась не в рамках периодических кампаний, а на постоянной основе.
Важнейшим условием повышения эффективности противодействия экстремизму и терроризму является общегосударственная комплексная программа, включающая не только правоохранительный, но и политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, пропагандистский, информационный, силовой, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты по устранению социальных условий, способствующих развитию экстремизма и террористических операций с учетом их типологии, форм подготовки и проведения, а также мониторинг текущего состояния и прогнозирования развития экстремизма и терроризма.
Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации в целом и на территориях отдельных субъектов Российской Федерации является профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям и угрозам терроризма.
Это система преодоления всех объективных и субъективных предпосылок возникновения проявлений экстремизма и терроризма, реализуемая путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, определяющих существование экстремизма и возможностей совершения террористических преступлений.
Профилактика экстремистской деятельности является важнейшим направлением противодействия экстремизму в нашем государстве. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями и терроризмом невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма и терроризма, искоренению причин, порождающих и способствующих экстремизму и терроризму. Именно от тактики опережения, предупреждения и оперативного пресечения криминальной ситуации сегодня многое зависит в сфере противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, является одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности.
В соответствии с Законом основными направлениями деятельности в сфере противодействия проявлениям экстремизма являются:
- противодействие криминогенным процессам в обществе, возникающим на почве экстремизма, профилактика правонарушений экстремистской направленности;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности, принятие мер по их устранению;
- установление и пресечение фактов приготовления и покушения на преступление, совершаемых на почве экстремизма, а также принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления экстремистской направленности, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;
- привлечение к работе по противодействию проявлениям экстремизма общественных организаций и отдельных граждан.
14.Принципы противодействие экстремизма.
Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:
- законность - строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;
- комплексность - объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма;
- оптимальность - достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму;
оперативность - осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.
Противодействие экстремистской деятельности (в том числе деятельности неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ), преступлениям экстремистской направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. Поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Вместе с тем потенциальная угроза совершения экстремистских акций со стороны имеющихся неформальных молодежных и религиозных объединений существует.
Реализация предложенных мер позволит значительно расширить потенциал механизма противодействия терроризму и экстремизму в целом, сделать более эффективной деятельность органов и иных субъектов, участвующих в противодействии терроризму и экстремизму, привлечь дополнительные финансовые ресурсы, выработать современную упреждающую систему противодействия терроризму и экстремизму.
Основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание.
Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения экстремистских и террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.
15.Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.
В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе - несовершеннолетние лица 14-18 лет.
Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.
В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.
Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.
Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности.
Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности. Согласно ст. 13 Федерального Закона "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т.п.
Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий.
16.Особенности экстремизма в молодежной среде.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде:
Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
17.Причина возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде.
Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
- обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.);
- криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.);
это изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности);
- проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).
- рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей);
- наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);
В сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом.
На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание.
Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.
Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.
Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий.
18.Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму.
Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи.
Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека.
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Экстремизм, и его крайняя форма – терроризм, – это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление.
Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны.
В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы. Поэтому особо важна организация слаженной работы государственных учреждений, общественных и религиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно бороться с экстремизмом и терроризмом, невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и веротерпимости, что необходимо для обеспечения безопасности общества в целом.
Сейчас экстремизм и терроризм, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения.
В соответствии с Федеральным Законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.
Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры. Эту работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов и общественности. Поэтому задачи всех государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, всех слоев населения вместе сообща бороться с этим злом. Главное – работать на опережение, чтобы потом не бороться с последствиями.
Для победы над экстремизмом и терроризмом, избавления от этого опаснейшего негативного социального явления необходимо объединение всех сил общества, разумное их использование, духовно-нравственная и психологическая работа с молодежью. Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений, особенно, в молодежной среде.
Участие гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму состоит главное в том, чтобы раскрыть назначение и сущность того, что выдается за "конфликт", а по сути, является преступностью и бандитизмом.
Гражданскому обществу важно осознать, что экстремисты и террористы и их пособники живут в самом этом обществе, подвержены его информационному, эмоциональному и психологическому воздействию. А само это информационно-психологическое влияние общества может быть по своей форме различным. Важно, чтобы это воздействие и влияние было направлено на нетерпимость к любому роду и виду проявления ненависти и насилия внутри общества, обличение преступной сущности экстремизма и терроризма.
19.Признаки, сущность и угрозы экстремизма и терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации.
Экстремизм стал одной из наиболее сложных социально-политических проблем современных обществ и государств. Это связано в первую очередь с многообразием его проявлений (наиболее опасное — терроризм). Они подрывают общественную безопасность и территориальную целостность, создают реальную перманентную угрозу миру, безопасности и устойчивому развитию, основам конституционного строя, межнациональному, межконфессиональному и социальному согласию.
В первом десятилетии XXI века экстремизм претерпел существенные изменения: глобализировался, сросся с транснациональной организованной преступностью, ощутимо возросла степень опасности экстремистских вызовов. Обладая трансграничным и транснациональным характером, международные экстремистские организации все активнее налаживают сотрудничество и взаимодействие в вопросах пропаганды экстремизма, фашизма, нацизма, финансирования, поставки снаряжения и средств вооружения, совершенствования методов вербовки и специальной подготовки новых членов, тактики подготовки и проведения экстремистских акций. Эскалация экстремистской активности порождает опасные антигосударственные и антиобщественные проявления в различных регионах планеты.
Деятельность международных экстремистских организаций становится все более изощренной и агрессивной, нацеленной на увеличение количества жертв и нанесение максимального ущерба. Экстремисты практикуют рассредоточение сил и средств, стремятся получить доступ к оружию массового уничтожения, опираются на последние достижения в области высоких технологий. Они активны на идеологическом и пропагандистском фронте, вербуют новых сторонников, используют радикальные настроения, питаемые международными и внутренними конфликтами, политическими кризисами, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.
Экстремизм имеет множество определений, что вызывает серьезные трудности в его изучении.
В широком смысле экстремизм (от лат. extremis — «крайний») означает идеологическую приверженность к радикальным взглядам и действиям во всех сферах общества.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» подробно перечисляет признаки понятия «экстремистская деятельность» (экстремизм).
К ним относятся:
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и т.д.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации деятельность террористических и экстремистских организаций отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности.
Правовые основы государственной политики в сфере противодействия экстремизму в нашей стране закладывают Конституция, общепризнанные международные правовые акты и международные договоры, федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.
Важнейший политико-правовой документ в сфере противодействия экстремизму — Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
Суть понятия «терроризм» можно охарактеризовать как создание в обществе обстановки всеобщего страха. При этом само понятие «террор» (от лат. terror — «страх», «ужас») закрепилось в лексике во время Великой французской революции 1789 года.
Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» гласит, что терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
20.Терроризм как одна из наиболее агрессивных разновидностей экстремизма.
Терроризм как одна из наиболее агрессивных разновидностей экстремизма относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты влекут массовые человеческие жертвы, разрушение духовных и материальных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.
В Российской империи о терроризме как средстве политической борьбы заговорили только в начале 1860-х годов. За этим последовало создание первых тайных террористических организаций, включая «Народную волю», члены которой в 1881 г. совершили теракт в отношении российского императора Александра II.
С конца ХХ века Российская Федерация подверглась массированной атаке со стороны международного терроризма. В отдельные регионы из-за рубежа устремились боевики и организаторы террористических нападений, при поддержке иностранных террористических структур были налажены теневые каналы финансирования террористического движения и контрабандной поставки средств ведения незаконной вооруженной борьбы. Страна понесла значительные человеческие потери, под ударом неоднократно оказывалась территориальная целостность государства.
Все это потребовало от руководства России неотложных и решительных шагов по созданию качественно новой системы контртеррористического противодействия.
После одного из крупнейших и наиболее циничного акта терроризма в России — захвата средней школы в г. Беслане 1 сентября 2004 года, жертвами которого стали 334 человека, в том числе 186 детей, руководство страны коренным образом пересмотрело подходы к антитеррористической деятельности.
Президент Российской Федерации В.В. Путин 13 сентября 2004 года, выступая на расширенном заседании Правительства Российской Федерации, заявил: «Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества».
Во исполнение высказанных главой государства установок были изданы Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Они заложили правовой фундамент качественно новой общегосударственной системы противодействия терроризму (ОГСПТ). В основу ее функционирования был положен переход от преимущественно силового подавления терроризма к комплексному противодействию. Система включает в себя не только меры по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, но и деятельность по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений.