В современном мире необходимо пресекать любые попытки недобросовестного и нечестного сотрудничества между компаниями и организациями.
Государство предусмотрело ФЗ № 273 «О противодействии коррупции», которое полностью соответствует принципам, положенным в Конституцию России, федеральные законы, нормы международного права, нормативно-правовые акты Президента, Правительства и т. д.
И когда со стороны государства выполнены все базовые меры по предотвращению коррупции, основной обязанностью организаций является внедрение антикоррупционных принципов на местах, разработка собственной эффективной антикоррупционной стратегии и политики, соблюдение кодекса чести в сотрудничестве с контрагентами, а также вовлечение всех сотрудников в распространение информации и проведение профилактических мероприятий по противодействию недобросовестных схем работы.
Обучение сотрудников подразделений безопасности. Аналитические методы противодействия коррупции.
Антикоррупционная политика организации: основная информация.
Политика противодействии коррупции демонстрирует приверженность организации и ее коллектива этическим стандартам ведения добросовестного, открытого и честного сотрудничества, развития корпоративной культуры и эффективного управления, поддержания авторитета и деловой репутации.
Антикоррупционная политика, как направление работы и отдельный документ, формируется на базе вышеупомянутых нормативно-правовых актов.
Прежде всего антикоррупционные мероприятия любой компании должны быть направлены на:
своевременное определение коррупционных схем, предупреждение их развития, пресечение преступных действий, раскрытие и расследование уже совершенных правонарушений, минимизация ил устранение наступивших последствий коррупционных правонарушений;
пропаганду среди работников организации по соблюдению принципов и требований Антикоррупционной политики;
размещение документов по проведению антикоррупционной политики на официальном сайте организации в открытом и свободном доступе для всех желающих.
Принципы антикоррупционной политики. Последняя базируется на таких основных постулатах.
Соответствие принятых документов организации по противодействию коррупции действующему законодательству, этическим, социальным и культурным нормам.
Личный пример руководящего звена. Так, директора организаций и начальники отделов должны сформировать культуру нетолерантности к коррупции, участвовать исключительно в прозрачных и добросовестных схемах сотрудничества, пресекать и обнажать случаи попыток втянуть организацию в коррупционные правонарушения.
Вовлеченность всех сотрудников организации в профилактику коррупции, информирование их о положениях законодательства относительно этого вопроса, стимулирование участия во внедрении и реализации на практике антикоррупционных мероприятий и стандартов.
Соразмерность мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, риску возникновения последней в организации, что обусловлено экономическими, этическими и социальными моментами.
Ответственность всех сотрудников и руководящего состава за проведение антикоррупционной политики на местах. Неотвратимость наказания, административных санкций и штрафов для каждого, независимо от положения в обществе, статуса, занимаемой должности, опыта работы и других условий, если он был уличен в участии в коррупционных правонарушениях, превысил полномочия, подверг риску репутацию и авторитет организации.
Открытость и прозрачность ведения бизнеса. Открытость предполагает, что организация информирует своих партнеров, инвесторов, клиентов, контрагентов, поставщиков и общественность в целом об антикоррупционных правилах ведения бизнеса.
Контроль, анализ и мониторинг качества принятых антикоррупционных правил, процедур и мероприятий.
расследование коррупционных правонарушений и содействие правоохранительным органам в этом вопросе;
обеспечение карательных мер, административных штрафов и санкций, привлечение к уголовной ответственности за коррупционные правонарушения;
формирование антикоррупционной сознательности коллектива организации.
Задачами же антикоррупционной политики, исходя из целей, можно считать следующие. Формирование у всех сотрудников единого понимания позиции организации в вопросе неприятия коррупционных проявлений в любых формах.
Разработка и донесение до сведения сотрудников организации положений антикоррупционного законодательства, принятого в стране, требования антикоррупционной политики самой компании.
Распределение обязанностей сотрудников по выполнению требований антикоррупционной политики организации, назначение ответственных лиц.
Действия по минимизации вовлечения сотрудников в коррупционную деятельность.
Формирование чувства личной ответственности сотрудников за коррупционные проявления.
Представительские расходы и принятие презентов в рамках антикоррупционной политики.
Представительские расходы организации (а также на деловое гостеприимство) осуществляются от имени и за счет организации. А вот презенты и услуги, которые предоставляются сотрудниками организации или напротив другими юридическими и физическими лицами в ее сторону, должны приниматься только в случае соответствия следующим требованиям.
Напрямую связаны с официальной деятельностью организации (например, с каким-либо мероприятием, презентацией, успешным завершением сделки или крупных проектов, реализации контрактов). Также поздравления и презенты уместны по общепринятым праздникам, в том числе личным (юбилей руководителя, День Рождения компании и т. д.).
Соответствуют деловой этике и практике, ни в коем случае не выходя за нормы делового общения. В основном презенты и благодарности – это цветы, сладости, сувениры имиджевого характера, корпоративные элементы и т. д.
Не должны являться скрытым или открытым вознаграждением, благодарностью за ожидаемое от организации действия или бездействие, гарантию, покровительство, попустительство, принятие определенного решения, выписывания разрешений, сертификатов, лицензий, патентов и подобных решений. Также презент не должен быть попыткой повлиять на получателя с неэтичной или незаконной мотивацией дарителя.
Не являются подарками от сотрудников организации либо ее представителей в виде денежной суммы (как в безналичной, так и в наличной форме), драгоценных металлов или камней.
Не являются презентами сотрудникам организации в виде денежных средств, валюты, а также подарков, конвертируемых в деньги (облигации, электронный кошелек, чек, банковская карточка, фьючерс и т. д.). Сумма не имеет значения, если в качестве благодарности или подарка предлагаются деньги.
В первую очередь под действие антикоррупционной политики организации попадают сотрудники, которые находятся в трудовых отношениях с организации, независимо от должностных обязанностей, профессии, опыта работы, статуса и т. д. Также антикоррупционные правила и стандарты одинаково актуальны и для лиц, выполняющих для компании временные работы и услуги, работающие на удаленной форме, аутсорсинге, пребывающие в отпусках, командировках, на больничных и т. д.
К обязанностям сотрудников организации по противодействию коррупционным схемам и правонарушениям относятся следующие.
Воздержание от участия в коррупционных схемах и совершения правонарушений, действуя в интересах организации, а также от ее имени.
Воздержание от поведения, которое может быть истолковано общественностью как коррупционное.
Оперативное реагирование и информирование руководящего состава организации о случае, когда сотрудника косвенно или напрямую склоняют к вступлению в коррупционную схему. Сам сотрудник должен оповестить руководителя об известной ему информации относительно возможности совершения коррупционного правонарушения его коллегами, контрагентами, клиентами, партнерами и другими третьими лицами.
Своевременно сообщать руководству организации о возникшем у сотрудника конфликте интересов.
Организация вправе требовать от сотрудников соблюдения положений антикоррупционной политики, если последним была в полном объеме предоставлена информация о ее ключевых принципах, стандартах, законодательно-нормативных актах в этой области, а также о последствиях за ее нарушение.
Так, каждый сотрудник перед вступлением в должность и подписанием трудового контракта лично знакомится с документом, регламентирующим антикоррупционную политику организации, принятыми нормативно-правовыми актами по вопросам профилактики и противодействия коррупционным правонарушениям. По ознакомлении в соответствующем журнале сотрудник проставляет дату и роспись.
Так, каждый сотрудник организации независимо от должности лично отвечает по законам РФ за соблюдение требований и стандартов антикоррупционной политики организации, а также за действие (бездействие) коллег, находящихся у него в подчинении и нарушающих принципы политики.
Согласно законодательству страны, сотрудники организации понесут административную, дисциплинарную, а в тяжелых случаях и уголовную ответственность за коррупционные схемы и правонарушения в процессе осуществления трудовой деятельности.
Законодательно предусмотрена такая ответственность для физических лиц и организаций за участие в коррупционных схемах.
Все граждане России, лица без гражданства, иностранные за участие в коррупционных схемах и осуществления правонарушений понесут как административную, дисциплинарную, так и гражданско-правовую ответственности вплоть до уголовной в соответствии с законами страны.
Если физическое лицо участвовало в коррупционном прецеденте, то суд своим решением может лишить его права находится на тех или иных должностях на государственной службе.
Если от имени организации или в ее интересах было подготовлено и приведено в действие коррупционное правонарушение, или же события, создающие благоприятную среду для коррупционного сотрудничества, то к такой организации будут применены по всей строгости меры ответственности согласно законодательству России.
Любая компания для предотвращения возникновения коррупционных случаев и противодействия свершающимся правонарушениям устанавливает определенные правила и стандарты.
В контракты сотрудничества, а также те, что связаны с хозяйственной или торговой деятельностью, вводятся антикоррупционные оговорки.
Согласовывается процедура информирования сотрудниками работодателей о случаях склонения к участию в коррупционных схемах.
Свидетельства сотрудников о случаях совершения коррупционных нарушений другими сотрудниками, партнерами, клиентами, контрагентами и другими лицами.
Индивидуальное консультирование сотрудников по вопросам соблюдения в организации антикоррупционных правил.
Антикоррупционная политика в организации – это важный этап установления добросовестного, честного и прозрачного сотрудничества с целью сохранения достойной репутации.
52.Антикоррупционной деятельности.
Антикоррупционная деятельность представляет собой комплекс мер и действий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение коррупции в различных сферах общества. Эта тема имеет огромное значение и актуальность в современном мире, так как коррупция является одной из основных угроз развитию стран и обществ. В данной статье мы рассмотрим понятие и сущность антикоррупционной деятельности, выявим ее ключевые аспекты и роль в современном обществе.
Антикоррупционная деятельность - это система мер, направленных на уменьшение, предотвращение и пресечение коррупционных явлений в различных сферах общества, включая государственный сектор, частный сектор, образование, здравоохранение, юридические и финансовые организации и другие. Она охватывает широкий спектр действий, начиная от разработки антикоррупционной стратегии и законодательных актов, заканчивая образовательными кампаниями и мониторингом выполнения антикоррупционных мероприятий.
Сущность антикоррупционной деятельности можно разбить на несколько ключевых аспектов:
Предотвращение коррупции.
Главной целью антикоррупционной деятельности является предотвращение возникновения коррупционных ситуаций. Это достигается путем создания нормативных актов и механизмов, которые максимально уменьшают возможность злоупотребления властью и ресурсами.
Выявление и расследование коррупции.
Важным аспектом антикоррупционной деятельности является выявление коррупционных деяний и их последующее расследование. Это включает в себя работу правоохранительных органов, специализированных антикоррупционных служб и общественных наблюдателей.
Наказание коррупционеров.
Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо наказывать тех, кто допускается коррупционных деяний. Это включает в себя уголовные преследования, увольнения с государственной службы и иные административные и судебные меры.
Образование и просвещение.
Антикоррупционная деятельность также включает в себя образовательные программы и информационные кампании, направленные на повышение осведомленности общества о вреде коррупции и методах ее борьбы. Это помогает создать антикоррупционную культуру и мотивирует граждан отказываться от участия в коррупционных схемах.
Открытость и общедоступность.
Сущность антикоррупционной деятельности также включает в себя обеспечение прозрачности и открытости в управлении, государственных закупках, финансовой деятельности и других сферах, где коррупция может быть особенно распространена. Транспарентность создает условия для обнародования коррупционных сделок и повышает вероятность их выявления.
Антикоррупционная деятельность играет ключевую роль в современном обществе по нескольким причинам:
Сохранение интегриметра институтов.
Коррупция разрушает доверие к государственным институтам и организациям. Антикоррупционная деятельность помогает сохранить интегриметр институтов и обеспечить их эффективное функционирование.
Повышение экономической эффективности.
Коррупция снижает эффективность экономики, так как ресурсы расходуются неэффективно и в целях удовлетворения коррупционных интересов. Антикоррупционная деятельность способствует более эффективному использованию ресурсов и развитию экономики.
Справедливое распределение ресурсов.
Коррупция приводит к несправедливому распределению ресурсов и ухудшению социальной справедливости. Антикоррупционная деятельность способствует более справедливому распределению ресурсов, что является ключевым аспектом обеспечения социальной справедливости.
Укрепление доверия общества.
Антикоррупционная деятельность способствует укреплению доверия граждан к власти и общественным институтам. Когда общество видит, что коррупция пресекается и коррупционеры наказываются, это укрепляет уверенность в правовом государстве.
Улучшение качества жизни.
Борьба с коррупцией приводит к улучшению качества жизни граждан.
Эффективное распределение ресурсов, предоставление качественных государственных услуг и защита прав граждан способствуют повышению уровня жизни.
Международное сотрудничество.
Антикоррупционная деятельность имеет международное измерение.
Многие страны сотрудничают в борьбе с трансграничной коррупцией, обмениваются информацией и передовыми практиками. Это способствует созданию мировых стандартов в борьбе с коррупцией.
В заключение, антикоррупционная деятельность - это неотъемлемая часть современного общества, направленная на обеспечение справедливости, прозрачности и эффективности в различных сферах жизни. Ее сущность заключается в предотвращении, выявлении и пресечении коррупционных проявлений, и она играет важную роль в обеспечении стабильности и развития общества. Развитие антикоррупционной деятельности и укрепление ее инструментов являются актуальными задачами, стоящими перед мировым сообществом.
53.Антикоррупционные обязанности, запреты и ограничения.
Основополагающие антикоррупционные обязанности, запреты и ограничения закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).
Введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области, является одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (ст. 7 Закона о противодействии коррупции).
Одним из основных антикоррупционных запретов является запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В силу ст. 7.1 Закона о противодействии коррупции, такой запрет распространён, в том числе на лиц, замещающих (занимающих):
- государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации;
- должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;
- должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
- депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов.
Приведенный запрет распространен и в отношении супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц.
Несоблюдение указанного запрета влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия.
Также, одним из основных антикоррупционных ограничений является ситуация, при которой гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом, Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Несоблюдение гражданином указанного ограничения влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
54.Что такое «антикоррупционная оговорка», и в каких случаях она применяется?
В настоящее время при заключении договоров все чаще используется понятие «антикоррупционная оговорка» (это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа).
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется, то есть он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п.1 ст.421 ГК РФ), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом.
Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения.
Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти; порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.); права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
55.Положения законодательства о контрактной системе, регулирующие принятие мер по противодействию коррупции.
Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), устанавливающие в отношении должностных лиц заказчика, контрактной службы, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок обязанности по принятию мер по противодействию коррупции.
Так, руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий и члены по осуществлению закупок обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).
Более того, в соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона о контрактной системе членами комиссии не могут быть:
физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, заявок на участие в конкурсе;
физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в Законе о противодействии коррупции;
физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
должностные лица органов контроля, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.
Член комиссии обязан незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии, о возникновении указанных обстоятельств. В случае выявления в составе комиссии физических лиц, подпадающих под указанные условия, заказчик обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими требованиям.
56.Меры противодействия коррупции установлены законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд?
В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции.
В частности, установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц. Так, членами комиссии не могут быть: эксперты, оценивающие извещение, документацию о закупке (если ее наличие предусмотрено), конкурсные заявки; лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (например, ее участники); участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки; должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок.
Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком.
Предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы.
Такая заинтересованность заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц.
Установлен запрет на участие в закупках физических лиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физические лица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. К данным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Также к закупкам не допускаются юридические лица, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок, а также различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль.
Законом также установлены требования к экспертам, экспертным организациям, а также запрет на участие специализированной организации в закупке, в рамках которой она осуществляет функции организации, выполняющей отдельные функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по разработке документации о закупке, размещению в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных законом, иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Одной из мер, применяемых заказчиками, может быть использование антикоррупционной оговорки в контрактах.
57.Противодействие коррупции в сфере образования.
Особая опасность распространения коррупции в образовании обусловлена вовлеченностью значительного количества лиц в коррупционные связи, системным характером этого вида коррупции; негативным последствием ее распространения является снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение качества образования, что, в свою очередь, вызывает существенные проблемы на пути инновационного развития государства, создает риски и угрозы жизни и здоровью населения со стороны неквалифицированных специалистов.
Кроме того, можно отметить повышенную коррупциогенность в случаях принятия решения о назначении стипендий, переводе с платной формы обучения на бесплатную, распределении грантов и др. Существенно увеличиваются коррупционные риски в случаях, когда родственники, члены семьи выполняют в рамках одной образовательной организации исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Международными организациями кумовство называется одним из видов коррупции в сфере образования.
В ходе реализации нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции на федеральном и региональном уровнях, были разработаны и проведены как системные, комплексные мероприятия, предполагающие использование универсальных средств и методов противодействия коррупции, так и мероприятия, затрагивающие отдельные сферы общественных отношений и предусматривающие также применение специального инструментария.
В частности, специальные правовые средства противодействия коррупции в образовательной сфере заложены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Родителям предоставлены возможности более активно участвовать в организации учебного процесса (что делает его более открытым и, соответственно, снижает коррупционные риски): выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (формы учета высказанного мнения при этом Федеральным законом не оговариваются, что в определенной степени снижает эффективность данного положения). В числе новелл, снижающих коррупционные риски, можно упомянуть, в частности, запрет в отношении педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Кроме того, в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" включены общие положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций, в нем более детально урегулирован правовой статус образовательных организаций, а также правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
В данном Федеральном законе закреплен базовый принцип, согласно которому родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь; при этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность. Следует отметить, что на данный момент специальной ответственности родителей в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено; будут действовать общие нормы, в частности нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), а также нормы Семейного кодекса РФ (ст. 69), предусматривающие ответственность родителей за уклонение от выполнения обязанностей в виде лишения родительских прав.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации играют определяющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэтому правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне имеет важное значение для повышения эффективности противодействия коррупции в государстве в целом.
58.Юридическая ответственность за коммерческий подкуп.
Одной из основных проблем при ведении бизнеса в России по-прежнему является коррупция, которая в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции, ратифицированной нашим государством Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ возможна не только в государственном, но и в частном секторе.
Распространенным проявлением коррупции в частном секторе является коммерческий подкуп, за совершение которого предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
В ч. 1 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации под коммерческим подкупом понимается «незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением», которые наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
При наличии таких квалифицирующих признаков как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо если данные действия сопряжены с вымогательством предмета подкупа, в ряде случаев наказание может быть назначено в виде штрафа до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.
За совершение указанных деяний действующим законодательством предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 19.28, которая предусматривает административную ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. Минимальным наказанием по данной статье является административный штраф в размере 1 млн. рублей.
В случаях совершения вышеописанных действий в крупном и особо крупном размере, сумма налагаемого на юридическое лицо штрафа не может составлять менее 100 млн. рублей.
Столь значительный размер штрафных санкций призван минимизировать желание правонарушителей совершать подобные действия, поскольку возможная выгода от незаконных действий в любом случае будет кратно меньше наказания за данное нарушение.
Возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является исключительной компетенцией органов прокуратуры, при этом прокуратурой города Москвы активизирована деятельность в данном направлении. Если в 2012 году по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено лишь 7 юридических лиц, то в 2013 году – 23.
Например, сотрудник ООО «Спецпродукт» О. Прокофьев предлагал заместителю начальника ФКУ «СИЗО-6» УФСИН России по г. Москве за денежное вознаграждение в размере 200 тыс. рублей организовать подписание договора комиссии между указанным учреждением и ООО «Спецпродукт». В связи с изложенным, прокуратурой административного округа в отношении ООО «Спецпродукт» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо судом признано виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1,5 млн. рублей.
В части гражданско-правовой ответственности за коммерческий подкуп следует отметить, что денежные средства, полученные в качестве взятки или коммерческого подкупа, в соответствии со ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть взысканы в доход Российской Федерации.
В настоящее время все больше и больше предпринимателей начинают понимать, что коррупция становится опасной не только своими правовыми последствиями, возможностью лишения свободы, чувствительными штрафными санкциями, но и попросту экономически не выгодной.
59.Противодействия коррупции в условиях цифровой трансформации.
Активное внедрение цифровых технологий стремительно меняет нашу жизнь, и ориентирует большинство современных государств шире использовать информационные ресурсы и технологии как инструмент противодействия преступности.
Разумеется, цифровая трансформация не обошла «вниманием» преступность и ее виды, не стала исключением также коррупция и коррупционная преступность. Ожидаемая эффективность борьбы с коррупцией с помощью информационных технологий и введения электронных услуг и электронного правительства не оправдала надежд, более того цифровизация вывела коррупцию на качественно новый уровень. Углубляющиеся процессы цифровизации экономики, открывая новые перспективы и возможности для всего человечества, одновременно наделяют лиц, склонных совершать преступления, и владеющих IT технологиями новейшими кибер-методами посредством которых совершаются преступления. Развитие технологий создает дополнительные криминальные угрозы во всех сферах жизнедеятельности общества.
Цель исследования – изучить профилактический потенциал цифровых технологий, оценить первый опыт противодействия коррупции с использованием информационных компьютерных технологий (далее ИКТ), выявить его недостатки, определить, чем они детерминированы, прогнозировать вероятностный путь модификации коррупции и коррупционной преступности и предложить пути противодействия им.
Исследование проведено с использованием следующих методов и методик научного познания: исторический, логический, сравнительный методы, метод статистического анализа, конкретные социологические методики: неофициальные беседы со специалистами, опросы населения, изучение результатов социологических исследований, проведенных ВЦИОМ.
Проблемы противодействия коррупции и коррупционной преступности в целом не могут быть надлежащим образом исследованы без учета научного аппарата общей теории противодействия, и оценки тех понятийных индикаторов, посредством которых решаются конкретные задачи по снижению коррупционных рисков, коррупции и коррупционных преступлений.
В криминологических исследованиях ученые, анализируя проблемы противодействия различным видам преступности, в том числе и коррупционным, используют различный научный аппарат: предупреждение преступности, профилактика преступности, борьба с преступностью, противодействие преступности, контроль над преступностью и т.д.
В исследованиях современных ученых раскрывается понятие «государственный контроль над преступностью» представляет собой законную деятельность целостной системы уполномоченных госорганов, выражающаяся в сдерживании девиантного (отклоняющегося) поведения отдельных индивидов и их групп. Особое значение контроль над преступностью, как общественный, так и государственный приобретает в условиях четвертой технологической революции и трансформации общества в цифровую эпоху.
Проблемы контроля над преступностью сравнительно недавно стали разрабатываться в научной литературе, поэтому стройной и логической теории в этой части пока еще не сложилось. Хотя во многих источниках термин «контроль над преступностью» стал привычным и устоявшимся, его содержательная сторона остается в известной мере пробельной. К примеру, не сложилось четкого представления о направлениях, формах и методах осуществления контроля.
Отмечая широту проблемы контроля над преступностью в условиях цифровой трансформации, В.С. Овчинский выделяет следующие виды контроля над преступностью: «осуществление контроля над деятельностью по регистрации заявлений и сообщений граждан, государственных и бизнес-структур, общественных организаций о совершенных преступных посягательствах; реализация системы мер уголовно-правового характера путем использования возможностей и технологий цифровой реальности; внедрение электронного контроля за поведением индивидов; осуществление оперативно -профилактического контроля в отношении криминальной среды (лица, имеющие судимость, в том числе погашенную; лица, употребляющие наркотики; девиантные неформальные подростковые и молодежные группы; экстремистские группировки, маргиналы, мигранты и их анклавы, склонные к противоправному поведению и др. В условиях цифровизации опасность представляют также делинквентные представители цифровой реальности: хакеры, группы, проповедующие насилие, занимающиеся издевательствами, троллингом, унижением людей в социальных сетях и сети «Интернет»».
Представляется, что контроль над преступностью – это составная часть противодействии преступности, практическая востребованность и эффективность которого получает особое выражение в эпоху становления и развития цифрового общества как новой общественно-экономической формации. Переход к информационному обществу открывает государстве и обществу новый путь развития- внедрение компьютерных и высоких технологий во все сферы жизнедеятельности обществ, в том числе и в сферу противодействия преступности. Не случайно, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы информационные технологии отнесены к сфере безопасности государства, обеспечения правопорядка.
Между тем, имеющаяся практика внедрения информационных технологий в деятельность государственных органов выявила негативные стороны процесса цифровизации. В недрах диджитализации стали зарождаться новые формы киберпреступности, более того многие традиционные формы преступности, в частности кражи, мошенничества и другие преступления, все чаще совершаются с помощью информационных и компьютерных технологий, социальных сетей, мобильных телефонов (дистанционные способы совершения преступлений).
Как следует из анализа данных официальной статистики правоохранительных органов, сегодня в Российской Федерации на фоне общей тенденции снижения преступности в целом возрастают объемы киберпреступности и преступлений, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. По данным имеющимся в официальных источниках и анналах МВД РФ в 2018 г. прирост исследуемых видов преступлений составил почти 90%, из их числа были раскрыты лишь каждое четвертое такое преступление. В 2020 году было зарегистрировано 510,4 тыс. преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Это на 73,4% больше, чем в 2019 гг. году. 80% из них (410,5 тыс.) совершены путём кражи или мошенничества. В период с января по май 2021 года общее число зарегистрированных преступлений выросло на 1,6% за счет цифровой преступности. IT-преступность выросла на 25,7% в сравнении данными за январь-май 2020 года. Продолжает расти и киберпреступность в общей структуре преступности в целом, если в 2020 году назад она занимала 21,7%, то уже в 2021 году ее доля составила 26,8%, то есть более четверти от их общего количества. Кроме того, на 48,4% выросло число преступлений, которые совершаются при помощи сети «Интернет». На 40,1% увеличилось число преступлений с использованием компьютерной техники.
Опыт внедрения цифровых технологий в целом доказывает, что их использование способно существенно изменить расклад коррупции, а именно использование цифровых платформ на государственном уровне реально позволило существенно сократить уровень низовой или бытовой коррупции, чего нельзя сказать о верхушечной или элитной коррупции. Так, в качестве примера можно привести систему электронного правительства. Цифровизация взаимоотношений госслужащих и потребителей государственных услуг усложняет применение коррупционных механизмов. По мнению многих экспертов международных организаций, таких как ООН, МВФ и др., деятельность электронного правительства способствует снижению уровня бытовой коррупции, так как информационно-коммуникационные технологии позволяют высокоэффективно бороться с подобным процессом, поскольку они препятствуют принятию «удобных» решений чиновников, а технологически сложная система круглосуточно фиксирует и мониторит действия госслужащих.
С точки зрения учёных: «Переход на дистанционную цифровую форму коммуникации между государством и населением, придание этой коммуникации обезличенного и технически проверяемого характера (закрытые перечни документов, фиксация сроков оказания публичных услуг, жестко фиксированный алгоритм действий граждан и должностных лиц) способствовали снижению числа коррупционных действий госслужащими, ранее провоцируемых посредством увеличения временных и документационных издержек граждан».
Исключение чиновника из системы оказания госуслуг либо минимизация его роли снижает потенциальные коррупционные риски. К примеру, использование автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад» в Республике Татарстан значительно снизило коррупционные риски, и каждый родитель получил право зачислить ребенка в детский сад в порядке электронной очереди, которая строго ими контролируется.
Есть и другая сторона этого вопроса, диджитализация экономики приведет к резкому сокращению числа чиновников, которые сегодня обходятся слишком дорого. Для сравнения: затраты на их содержание больше, чем на образование и здравоохранение. В этой связи можно прогнозировать, что цифровизация государственных и муниципальных услуг может привести к серьёзному сокращению коррупции в России в ближайшие годы.
Таким образом, на современном этапе использование цифровых технологий в противодействии коррупции и коррупционной преступности становится важнейшей государственной задачей. В этой связи принято Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р и утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». На государственном уровне к концу 2021 года планировалось внедрение 239 проектов по цифровизации в сферах здравоохранения, кадастра, социальной защиты, сельского хозяйства, образования. Бесспорно, цифровизация может оказать воздействие на государственные процессы, делает их более инклюзивными, эффективными, подотчетными и прозрачными, что, в конечном итоге отражается на снижении коррупционной составляющей в сфере государственного управления в целом на федеральном и региональном уровнях.
Цифровизация увеличивает открытость и публичность государственного управления, прозрачность деятельности органов государственной власти, позволяет довести до минимума личные контакты с чиновниками, усиливает контроль за доходами и расходами должностных лиц. С другой стороны, развитие информационной инфраструктуры через массивы Big Data облегчает осуществление антикоррупционного контроля за деятельностью должностных лиц, т.к. этот инструмент позволяет из фрагментарных данных получать общую картину системной коррупционной деятельности.
Наряду с рассмотренными выше несомненными положительными последствиями цифровизации общественных отношений для целей противодействия коррупции, данное явление имеет и оборотную негативно характеризующуюся сторону.
Цифровизация порождает также новые коррупциогенные схемы: от торговли «большими данными» до махинаций с подсчетом голосов или «случайных» программных ошибок и сбоев в смарт-контрактах. Информационные технологии позволяют как бороться с коррупцией, так и упрощать ее, обходя установленные ограничения.
Новейшие информационно-цифровые технологии могут быть использованы не только на пользу человечеству, но и в право разрушительных, криминальных, и что хуже всего в коррупционных целях. Внедрение информационных технологий, увеличивает риски использования их в противоправных целях, поэтому коррупция не исчезает в цифровом пространстве, она только видоизменяется и приобретает новые формы.
Коррупция и коррупционная преступность существенно трансформируются и приобретают новые черты, качественные характеристики и траектории развития.
В этой связи можно констатировать, что информационные технологии и цифро-алгоритмические решения, хотя и минимизируют традиционные формы и практики коррупционного поведения, параллельно порождают латентные способы осуществления властных полномочий, образуют теневой сектор, на котором принимаются нужные и выгодные управленческие решения. В настоящее время «лучший способ получить ответ на вопрос о контроле в мире, полном умных машин, – понять ценности тех, кто фактически создает эти системы». С наших позиций лица, ответственные за осуществление контроля за цифрой, часто вольно или невольно вовлекаются в сферу коррупции, их привлекательность для организованных форм коррупции обусловлена имеющимися у них уникальными знаниями, компетенциями и навыками обхода программных кодов, фальсификации цифровых решений. Такие лица требуют особого контроля со стороны правоохранительных органов, поэтому необходимо вести их учет (Реестр).
Высоко оценивая значимость цифровизации для контроля над коррупцией и коррупционной преступностью, следует акцентировать внимание и на прогнозируемо возможных ее негативных последствиях (некоторые из которых уже подтверждены практикой).
В целом негативные последствия диджитализации можно классифицировать на общие (применительно ко всей преступности в целом) и специальные (касающиеся непосредственно коррупции. Например, общим негативным последствием цифровизации остается слабая защищенность информационных ресурсов от хакеров. В этой связи необходимо, чтобы новые цифровые решения, платформы и системы обеспечивались соответствующими стандартами безопасности. Безусловно, цифровизация любой деятельности изначально является уязвимой, так как в цифровом формате вероятность взлома и манипулирования цифровыми данными привлекает внимание специалистов-взломщиков, хакеров, квакеров и др., что, по сути, исключается и невозможно в бумажном документообороте.
Цифровизация – стремительно развивающийся процесс, регулярно обновляются и совершенствуются ее технологии, а это, в свою очередь влечет чрезмерные затраты на их использование. Обременительны данные процессы для обычных граждан и государственных служащих, так как они должны постоянно обучаться новым технологиям, идти в ногу со временем. Информационная грамотность населения сегодня значительно отстает от искусства управлять информацией, которыми владеют хакеры, и пока существует эта «вилка» угроза информационной безопасности сохраняется и продуцирует рост виртуальной преступности.
В числе специальных негативных последствий, которые прямо или косвенно обуславливают на коррупцию и коррупционные преступления, можно отметить:
• чрезмерные инвестиции в информационно-коммуникативные технологии, нередко сами приводят к росту коррупции, поскольку искажение таких средств через непрозрачный процесс закупок легко создает коррупционные возможности;
• информационные технологии могут детерминировать новый вид коррупции, так называемую «E-коррупцию», связанной использованием возможностей темной или теневой «паутины», внедрением крипто валюты или рядовыми обычными злоупотреблениями хорошо продуманными технологиями, например, цифровыми государственными услугами.
• информационно-коммуникативные технологии также повлекут централизацию возможностей коррупции (и прежде всего ее «элитной разновидности»), вся центральная база данных, предназначенная для финансовых транзакций, окажется «под рукой» у коррупционной части должностной элиты
• технология blockchain может представлять угрозу для антикоррупционных усилий, поскольку это позволяет проводить полностью анонимно и зашифровано крипто валютные транзакции, которые могут быть использованы для совершения коррупционных хищений или мошеннических сделок.
60.Взятка как антисоциальная (коррупционная) сделка.
Взятка, как одна из главных составляющих коррупции, – явление социально опасное для общества и государства. Признание лица виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 Уголовного кодекса РФ, предполагает установление факта получения денежных средств (в том числе и через посредника) за совершение незаконных действий.
Сделками согласно ст. 153 Гражданского кодекса РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Передача взяткодателем денег или ценного имущества взяточнику означает передачу возможностей по владению, пользованию и распоряжению ими. Следовательно, коррупционное действие имеет гражданско-правовую составляющую, которая позволяет привести в действие правовой механизм недействительности сделок.
Таким образом, в качестве коррупционного правонарушения следует рассматривать также и коррупционную сделку, которая представляет собой, прежде всего, разновидность недействительной сделки.
Взятка как антисоциальная (коррупционная) сделка должна признаваться недействительной, а все полученное по такой сделке должно быть взыскано в доход государства.
В российском законодательстве нет прямых норм о недействительности сделок, связанных именно с коррупционными преступлениями.
Вместе с тем, статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации особо выделяет опасную для общества группу недействительных сделок – так называемые антисоциальные сделки, противоречащие основам правопорядка и нравственности, и признает такие сделки ничтожными, определяя последствия их недействительности.
В отличие от правомерной сделки антисоциальная сделка нарушает основы правопорядка, конкретные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в публичной сфере. Способность должностных лиц принимать решения, имеющие юридические последствия, используется в интересах одних лиц и в ущерб законным интересам других.
При этом в случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
Согласно определению Конституционного суда РФ от 8 июня 2004 г. № 226-О квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит – заведомо и очевидно для участников гражданского оборота – основам правопорядка и нравственности. Действия сторон – взяткополучателя с одной стороны и взяткодателя с другой стороны свидетельствуют об антисоциальности сделки, поскольку цель ее совершения заведомо и очевидно противоречит основам правопорядка и нравственности.
Таким образом, если предмет взятки не был изъят в ходе расследования уголовного дела (к примеру, когда взяткополучатель уже потратил полученное от взяткодателя), то данную сумму взятки можно и нужно взыскивать с взяточника в доход государства с помощью уже гражданско-правового механизма возврата полученного по недействительной сделке.