Главная > Чертановская межрайонная прокуратура ЮАО г. Москвы > Чертановская межрайонная прокуратура города Москвы информирует
Чертановская межрайонная прокуратура города Москвы информирует25-12-2023, 09:36. Разместил: administrator |
41.Преступления в сфере информационных технологий. Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных программ, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.д.) через Интернет, а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем. В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлением в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства. Ответственность за совершение указанных преступлений предусмотрена главой 28 Уголовного кодекса Российской Федерации. По Уголовному кодексу Российской Федерации преступлениями в сфере компьютерной информации являются: - неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), - создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ), - нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей и распространение порнографии (ст. 274 УК РФ). Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьезное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия. 42.Борьба с киберпреступностью и расследование инцидентов. Борьба с киберпреступностью играет важную роль в современном мире, где все больше сфер жизни переходят в онлайн-пространство. Киберпреступники становятся все более изощренными и используют разнообразные методы для совершения преступлений в виртуальной среде. Основное значение борьбы с киберпреступностью заключается в защите информации, как личной, так и корпоративной. Киберпреступники могут получить доступ к чувствительным данным, таким как финансовая информация, персональные данные, коммерческие секреты и т.д. Это может привести к серьезным последствиям, включая финансовые потери, утечку информации и нарушение конфиденциальности. Борьба с киберпреступностью также важна для обеспечения безопасности критической инфраструктуры, такой как энергетические сети, телекоммуникационные системы и государственные базы данных. В случае успешной атаки киберпреступников, это может привести к нарушению работы систем и серьезным последствиям для общества в целом. Одним из основных аспектов борьбы с киберпреступностью является расследование инцидентов. Расследование позволяет выявить и идентифицировать киберпреступников, а также определить их методы и мотивы. Это помогает разработать меры предотвращения и защиты от подобных атак в будущем. В целом, борьба с киберпреступностью и расследование инцидентов являются неотъемлемой частью современного общества. Развитие технологий и увеличение числа кибер-угроз делает эту задачу все более актуальной и требует постоянного совершенствования методов и средств борьбы с ними. 43.Ответственность за совершение преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) целая глава посвящена преступлениям в сфере компьютерной информации. Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Статьей 272 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации. Максимальное наказание по данной статье предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. Статья 273 УК РФ устанавливает ответственность за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. Уголовно наказуемым деянием в соответствии со статьей 274 УК РФ будет являться нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, причинившее крупный ущерб. В случае если такое деяние повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления, оно наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. За создание, распространение и (или) использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, в том числе для уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, содержащейся в ней, или нейтрализации средств защиты указанной информации (статья 274.1 УК РФ) наказание может составить до пяти лет лишения свободы со штрафом до одного миллиона рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Также, статьей 274.1 УК РФ предусмотрена ответственность за: - неправомерный доступ к охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, в том числе с использованием компьютерных программ либо иной компьютерной информации, которые заведомо предназначены для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, или иных вредоносных компьютерных программ, если он повлек причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации; наказывается принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. - нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, или информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, сетей электросвязи, относящихся к критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, либо правил доступа к указанным информации, информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, автоматизированным системам управления, сетям электросвязи, если оно повлекло причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации; наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. - вышеуказанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения. Максимальное наказание за вышеуказанные преступления составляет до восьми лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Кроме того, в целях защиты граждан от преступных посягательств законодателем ведется постоянная работа по ужесточению мер уголовной ответственности за совершение преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий. Статья 159.3 УК РФ, устанавливающая ответственность за: - мошенничество с использованием электронных средств платежа; - то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или с причинением значительного ущерба гражданину; - вышеуказанные деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере; - вышеуказанные деяния, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере. В качестве наказания предусмотрены обязательные, исправительные, принудительные работы, ограничение свободы, а также лишение свободы на срок до десяти лет. Электронным средством платежа, в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» является средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, и иных технических устройств. 44.Уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления, совершенные с использованием сети Интернет. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации ответственность за преступления наступает с 16-летнего возраста. Вместе с тем, за такие преступления, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж, кража, и некоторые другие, граждане несут ответственность с 14 лет. У большинства людей под определением «уголовное преступление», «преступник» ассоциируются, в первую очередь, с насилием, хищением имущества. Вместе с тем Уголовный кодекс РФ содержит гораздо больший перечень деяний, которые признаются преступлениями и влекут уголовную ответственность. Чтобы совершить некоторые из них, вовсе не обязательно иметь изначально криминальные наклонности, и более того, их можно совершить путем использования Интернета. Даже при написании комментария под той или иной публикацией, высказывание на форуме или в социальной сети, обращенное к неопределенному кругу лиц, может быть расценено как преступление, если содержит в себе запрещенные законом призывы либо суждения. Между тем, многие считают, что в Интернете можно позволить себе больше свободы в выражениях, нежели в реальной жизни, так как есть возможность общаться анонимно. Это не так, поскольку у правоохранительных органов есть возможность установить устройство, с которого осуществлен выход в Интернет и отправлена та или иная информация, а также владельца устройства. Имеется множество примеров, когда люди понесли уголовную ответственность за деяния, совершенные с использованием сети Интернет. Подводя итог, следует отметить, что, общаясь в сети, следует помнить, что свобода слова, установленная Конституцией РФ, небезгранична, и неосторожные высказывания могут повлечь очень серьезные последствия. Кроме того, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому каждый гражданин должен ознакомиться с положениями Уголовного кодекса РФ. 45.Как не стать жертвой киберпреступлений. Сегодня все чаще преступления против жизни и здоровья человека, половой неприкосновенности, собственности совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, поэтому вопросы профилактики киберпреступности являются ключевыми для правоохранительных органов Российской Федерации и всего мира. Одним из эффективных способов борьбы с преступностью является ее предупреждение и профилактика. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, защита детей от преступных посягательств является одним из приоритетных направлений деятельности следственного управления. Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества, кроме того, в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений, совершаемых через сеть Интернет. Дети должны знать об элементарных правилах безопасности поведения в Интернете, соблюдение которых позволит значительно снизить риск совершения преступления либо и вовсе защитит от посягательства: - прежде чем начать дружить с кем–либо в Интернете - спроси у родителей, как безопасно общаться; - не нужно доверять новым знакомым в Интернете, никогда не встречайся с людьми из Интернета без родителей. В Интернете многие говорят о себе неправду; - в сети никогда не рассказывай о себе посторонним. Номер телефона должны знать только родители и друзья; - не отправляй свои фотографии людям, которых ты не знаешь. Не открывай доступ к своим фотографиям незнакомцам; - не принимай от непроверенных людей никакие файлы – это может быть вирус; - не ставь бездумно «лайки» - можешь по незнанию распространить информацию экстремистского содержания. 46.Коррупционные нарушения: дисциплинарных мер при форс-мажоре не будет – закон опубликован. Новшества касаются ситуаций, когда из-за форс-мажора физлицо: не выполнило обязанности по противодействию коррупции; не соблюдало антикоррупционные ограничения и запреты; нарушило требование предотвратить или урегулировать конфликт интересов. Речь о чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельствах, которые не зависели от физлиц и которые невозможно было ни контролировать, ни преодолеть. Это, например, пожары, стихийные бедствия, массовые заболевания. Оценивать обстоятельства должна комиссия по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих (муниципальных служащих). От ее решения зависит, освободят ли физлицо от дисциплинарной ответственности. Чиновник обязан в течение 3 рабочих дней со дня, когда ему стало известно об особых обстоятельствах, подать в комиссию уведомление, а также подтверждающие документы и информацию. Если форс-мажор мешает уложиться в срок, уведомление нужно подать не позднее 10 рабочих дней со дня его прекращения. Устранить нарушения предстоит в течение месяца со дня, когда прекратится действие обстоятельств. 47.Расследование коррупционных преступлений. Выявление, раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности являются приоритетными направлениями деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, в том числе Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации. Полномасштабная борьба с коррупцией была объявлена в России в 2008 г. с принятием Указа Президента РФ от 19.05.2008 №815 "О мерах по противодействию коррупции" и вступившего в силу с 10.01.2009 ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ, в ст.1 которого впервые в истории российского законодательства дано определение коррупции как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) Совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица. Исходя из указанного определения можно выделить шесть основных признаков коррупционного преступления, а именно: 1) использование должностным лицом (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации) служебного положения в личных целях либо в интересах других лиц; 2) корыстный характер деяния должностного лица (лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации), а равно его иная личная заинтересованность; 3) участие в преступлении иных (не должностных) физических лиц, предоставляющих должностным лицам незаконные выгоды имущественного характера; 4) подкуп должностного лица (взяточничество); 5) коммерческий подкуп; 6) получение или передача предмета подкупа. Однако следует иметь в виду, что данный перечень преступлений не является исчерпывающим. Признаки коррупционности деяния должны устанавливаться в процессе расследования конкретного уголовного дела с учетом всех обстоятельств совершенного преступления. Каждый, отдельно взятый состав коррупционного преступления, безусловно, имеет свои особенности уголовно-правовой характеристики. В то же время для всех рассматриваемых составов преступлений свойственны одни и те же общие признаки, характеризующие объект, объективную и субъективную стороны, субъект противоправного деяния. 48.Коррупциогенные факторы в нормативно - правовых актах. Одна из причин существования коррупции – это несовершенство законодательства. Ежедневно разрабатываются и принимаются новые нормативные правовые акты, которые требуют изучения на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Многие уже применяемые на практике нормативные правовые акты также требуют анализа и обобщения. Вопрос эффективности нормативных правовых актов и поиска оптимальных инструментов оценки законодательства с целью выявления и устранения нормотворческих ошибок был и остается актуальным. Одним из таких инструментов выступает антикоррупционная экспертиза. Ее задачей выступает установление правовой корректности проектируемых и действующих нормативных правовых актов, препятствие и снижение коррупционных рисков, которые могут быть заложены в нормах права. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются: а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага); и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Выявленные в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) коррупциогенные факторы отражаются: в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в установленном процессуальным законодательством порядке. При этом в требовании должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (его проекте) коррупциогенные факторы, а также предложены способы их устранения; в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области юстиции либо органами, организациями, их должностными лицами (в отношении принятых этими органами, организациями, их должностными лицами нормативных правовых актов (проектов таких актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения). Если Вы столкнулись с наличием коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах органов местного самоуправления Вы можете сообщать об этом в прокуратуру по месту расположения органа, принявшего данный нормативный правовой акт. 49.Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза в современном российском государстве является обязательной процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов. Понятие антикоррупционной экспертизы. Антикоррупционная экспертиза представляет собой деятельность уполномоченных субъектов по проверке нормативных предписаний действующего законодательства РФ и проектов нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов, обеспечения законности и правопорядка. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон № 172-ФЗ) проведение экспертизы является обязательным, поэтому при уклонении соответствующего государственного или муниципального органа от такой экспертизы с заявлением в суд о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ее провести может обратиться прокурор. Основания и порядок ее проведения предусмотрены Законом № 172-ФЗ. Экспертизе подлежат как проекты нормативных правовых актов, так и сами нормативные правовые акты (ч. 1 ст. 1 Закона N 172-ФЗ). При этом проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не исключает обязанности провести также и экспертизу нормативного правового акта. Основания проведения антикоррупционной экспертизы. Экспертиза проводится прокурорами в ходе осуществления своих полномочий, Минюст России выполняет ее при проведении правовой экспертизы и мониторинга применения нормативных правовых актов, органы, организации и их должностные лица в соответствии с данным Законом. У каждого органа имеется свой правовой акт о проведении антикоррупционной экспертизы. Соответственно, основаниями для ее проведения являются поступление обращений в прокуратуру, поступление проекта нормативного правового акта на регистрацию, подготовка локальных актов в организациях. Экспертизу нормативных правовых актов тех органов и организаций, которые были упразднены или реорганизованы, проводят их правопреемники, которым были переданы соответствующие полномочия. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы. Порядок проведения экспертизы различается в зависимости от того, кто ее проводит. Так, например, прокуратура вносит представление об устранении нарушений в соответствующие органы и организации. Прокуратура предлагает способ устранения или вправе обратиться в суд (ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу при анализе проектов нормативных правовых актов, которые ему представляют на регистрацию. Порядок ее проведения установлен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Другие органы и организации проводят экспертизу в соответствии со своими нормативными правовыми актами и локальными актами. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы ее результаты отражаются в соответствующих требованиях и заключениях. На лицо, которому внесено требование, возложена обязанность лишь рассмотреть требование в установленный десятидневный срок и о результатах рассмотрения незамедлительно сообщить прокурору. При этом само по себе несогласие прокурора с содержанием ответа не может служить безусловным основанием для привлечения лица к административной ответственности. Экспертизу по своей инициативе могут также проводить институты гражданского общества и граждане РФ (с соблюдением ограничений, установленных ч. 1.1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ), однако их заключения носят всего лишь рекомендательный характер (ст. ст. 4 - 5 Закона № 172-ФЗ). Методика проведения антикоррупционной экспертизы. Методика проведения антикоррупционной экспертизы основана на применении таких ключевых принципов, как: обязательность ее осуществления, оценка проверяемых нормативных положений во взаимосвязи с иными предписаниями, обоснованность, объективность и проверяемость результатов, компетентность проверяющих лиц, сотрудничество государственных и муниципальных органов и их должностных лиц (ст. 2 Закона № 172-ФЗ). Коррупциогенные факторы. В данном качестве выступают положения нормативных правовых актов и их проектов в том случае, если они устанавливают для правоприменителей широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (ст. 1 Закона N 172-ФЗ). В такой ситуации закладывается риск возникновения коррупции, который должен быть исключен путем проведения экспертизы. Коррупциогенными факторами также являются нормативные положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Более развернутое определение коррупциогенных факторов можно найти в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96. В частности, это такие факторы, как: широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и др. Во всех указанных случаях закладывается риск возникновения коррупции, создаются условия для ее появления, которые должны быть исключены путем проведения экспертизы. 50.Ответственность медицинских работников за коррупционные преступления в здравоохранении. В последние годы государство принимает активные меры для противодействия коррупции, в том числе и в сфере здравоохранения. В практике нередко встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления с коррупционной составляющей. Коррупция с точки зрения закона. За коррупционные деяния в уголовном законодательстве предусмотрена гораздо более серьезная ответственность, чем за правонарушения без коррупционной составляющей, так как деяния, в которых есть коррупционные нарушения, считаются наиболее опасными. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию, путем перечисления определенных преступных деяний: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. В законе одновременно употребляются два важнейших термина, необходимых для правоприменительной практики – это злоупотребление служебным положением и незаконное использование лицом своего должностного положения. Служебные полномочия более широки, чем должностные. Должностные полномочия могут быть присущи только должностному лицу, а служебные – любому лицу, которое выполняет свои профессиональные функции, к ним относится все, что входит в профессиональные обязанности субъекта. Критерием коррупционных преступлений – наличие надлежащего субъекта. Субъектами таких преступлений признаются должностные лица т.е. лица, которые обладает административно-хозяйственными, организационно-распорядительными или властными полномочиями, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях. Выполнение организационно-распорядительных функций связано с руководством коллективом, расстановкой и подбором кадров, организацией труда или службы подчиненных, поддержанием дисциплины, применением мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Например, в сфере здравоохранения организационно-распорядительные функции исполняют главный врач, заместитель руководителя медицинской организации, заведующий отделением и т.п. Для административно-хозяйственных функций главными признаками являются управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.. Таким образом, когда медицинский работник выполняет свои профессиональные обязанности. т.е. лечит, оперирует, обследует и т.п. он не является должностным лицом. Вместе с тем, если на врача возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то на этот период он считается должностным, например, врач при выдаче листка нетрудоспособности, справки о состоянии здоровья обладает организационно-распорядительными полномочиями и может привлекаться к ответственности по коррупционным преступлениям. Критерий преступлений коррупционной направленности – связь деяния со служебным положением субъекта, иными словами, злоупотребление полномочиями. Например, выписка листка о нетрудоспособности за вознаграждение, или указание главного врача подчиненному выписать такую справку без оснований. Если субъект использует возможности своего положения, то он будет нести ответственность за коррупционные преступления. Третий признак – обязательное наличие у субъекта корыстного мотива. Корыстный мотив заключается в том, что субъект получает за свою деятельность мзду – деньги, услуги, ремонт квартиры и т.п. Четвертый критерий коррупционного преступления – обязательное наличие прямого умысла. Неосторожность при совершении коррупционного преступления исключена. В уголовном праве все деяния могут быть совершены либо умышленно, либо неосторожно. При прямом умысле субъект осознает негативную сущность деяния и желает его совершить. Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные выше признаки. Взятка и мошенничество. Наиболее распространенной формой коррупции в медицинских организациях является взяточничество. В сфере здравоохранения субъектами взяточничества выступают исключительно должностные лица. Получение взятки квалифицируется по ст. 290 УК РФ. И подразумевает действия должностных лиц, направленные на заведомо незаконное получение материального вознаграждения за свое служебное поведение или в связи с занимаемой ими должностью. Взятка может быть получена должностным лицом в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или в виде незаконных оказаний услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Практикующие врачи наиболее часто привлекаются к ответственности за получение взятки за выписывание «липовых» справок о нетрудоспособности или документов о признании субъекта инвалидом. Важно отличать взятку от других подношений. Например, подношение врачу за удачную операцию не является взяткой, так как оперирующий врач не является должностным лицом и получает мзду не за административные действия, которые могут входить в его полномочия, а только за те профессиональные функции, которые он исполнил. В данном случае врач не может быть привлечен к уголовной ответственности за коррупционное преступление. Хотя при этом, в рамках уголовной ответственности за подобные подношения может применяться статья 159 УК РФ «Мошенничество» в тех случаях, когда есть обман пациента, т.е. если медик ввел пациента в заблуждение относительно сложности выполнения операции, возможности использовать «уникальное» дорогостоящее оборудование, необходимости длительного ожидания квоты и т.п. и получил мзду на за ее проведение, то он может быть привлечен к уголовной ответственности за мошенничество. Незаконное распределение квот. Квоты на лечение выдаются в тех случаях, когда лечение финансируется из бюджета субъекта РФ. Если нет оснований для получения квоты, но ее оформляют – это является основанием для привлечения к ответственности за коррупционное преступление должностного лица, которое оформило данную квоту или оказывало давление на врачебную комиссию для ее оформления. В данном случае могут быть применимы две статьи УК – статья 290 УК РФ «Получение взятки» и статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». По статье «Получение взятки» медицинский работник будет привлечен к ответственности, если оформление квоты обусловлено получением изначальной мзды. Для квалификации преступления по статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» тоже необходим корыстный или личный мотив, но он может быть выражен в иных аспектах, например, повышение в должности за выписку незаконной квоты. Рядовой врач может быть привлечен как соучастник преступления, если он находится в сговоре с чиновниками департамента Минздрава и при обследовании пациента выписал фальсифицированные документы, необходимые для получения квоты. Если врач не имел никаких корыстных побуждений, не был в сговоре, то он не несет ответственности Подарки и пожертвования – коррупция или нет? В гражданском праве существует институт дарения. Дарение – это разновидность договора, благодаря которому одна сторона безвозмездно передает другой стороне либо имущество, либо иные ценности, либо предлагает выполнить какую-либо работу бесплатно. Статья 575 Гражданского кодекса содержит определенные запреты на дарение. В частности, работникам медицинских организаций нельзя принимать подарки от граждан, находящихся у них на лечении, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Такие образом, согласно ГК РФ, подарок врачу от благодарного пациента, приемлем, если его стоимость не превышает 3 тыс. рублей. Кроме суммы, есть и другие ограничения на дарение. В ГК РФ указано, что это должны быть обычные подарки. Обычный подарок определяется не только его стоимостью (не более 3 тыс. рублей), но и традиционностью обстановки. Обычный подарок преподносится на юбилей, день рождения и т.п. Такова практика понимания правоприменитялями обычности подарка. Помимо дарения, в Гражданском кодексе содержится понятие пожертвование. По статье 582 ГК РФ. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В отличие от дарения, пожертвование возможно на любую сумму. Суть пожертвования состоит в том, что жертвователь обусловливает пожертвования определенными обстоятельствами. Например, пожертвование на закупку медицинского оборудования, на покупку одноразовых перчаток и т.п... Условия пожертвования могут быть любыми, но они обязательны должны быть указаны. Жертвователь может признать пожертвование недействительным, если условия пожертвования не выполняются, но может и не пользоваться этим правом. Если медицинский работник, обладающий должностными полномочиями, получил определенную сумму, но она оформляется в виде пожертвования, то его нельзя обвинить в получении взятки. Коррупционные действия в сфере здравоохранения носят высокую общественную опасность и суд, и любой другой правоприменитель относятся к ним особо. И руководителям медицинских организаций следует предупреждать ситуации, влияющие на возникновение коррупционных правонарушений. Вернуться назад |