Координация деятельности по противодействию терроризму на региональном уровне, во всех субъектах Российской Федерации сформированы антитеррористические комиссии (далее - АТК) и оперативные штабы (далее - ОШ) в составе руководителей региональных органов власти, наделенные полномочиями в области противодействия терроризму. Кроме того, с учетом специфики организации и проведения антитеррористических мероприятий и предотвращения террористических угроз в морских пространствах созданы ОШ в морских районах (бассейнах).
Приоритетами национального антитеррористического комитета (далее - НАК) стали организация борьбы с активными бандами и «спящими ячейками» боевиков, противодействие распространению идеологии терроризма, обеспечение антитеррористической защищенности объектов промышленности, транспорта и жизнеобеспечения, повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению каналов финансирования и иного ресурсного обеспечения террористической активности.
При формировании антитеррористической нормативной правовой базы разработано и принято около 90 федеральных законов, издано 30 указов Президента, свыше 200 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Эти нормативно-правовые акты направлены на улучшение механизмов управления контртеррористическими операциями, проведения профилактических мероприятий, организации деятельности НАК, ФОШ, АТК, ОШ в субъектах Российской Федерации и ОШ в морских районах (бассейнах), а также федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Важными шагами на пути модернизации госуправления в сфере противодействия терроризму стали нормативное закрепление обязательности решений НАК и АТК в субъектах Российской Федерации для органов государственной власти, организаций, должностных лиц и граждан с установлением административной ответственности за их неисполнение.
В развитие антитеррористического законодательства усилена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, а также за заведомо ложное сообщение об акте терроризма из хулиганских побуждений и в отношении объектов социальной инфраструктуры.
Криминализирована пропаганда терроризма. Установлена уголовная ответственность за несообщение о подготовке и совершении преступлений террористической направленности.
Кроме того, установлена уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в деятельности террористической организации, а также в вооруженном формировании на территории иностранного государства.
Особое внимание НАК уделял совершенствованию системы межведомственной координации в процессе силового подавления бандгрупп и террористических ячеек, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа.
В результате с 2006 по 2023 год при проведении оперативно-боевых мероприятий и контртеррористических операций при оказании вооруженного сопротивления уничтожено более 2,5 тысячи бандитов, среди которых свыше 330 бандглаварей и эмиссаров МТО. Задержано около 4,5 тысячи боевиков, к отказу от противоправной деятельности удалось склонить более 900 террористов и их пособников.
Национальный антитеррористический комитет ведет системную работу по профилактике всплесков терроризма.
Например, одна из важнейших задач здесь — снижение уровня радикализации различных групп населения, в первую очередь молодежи, а также недопущение их вовлечения в террористические массы. Для ее решения в Российской Федерации с 2008 года на плановую основу поставлена работа по противодействию идеологии терроризма. В декабре 2018 года Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы. Этот документ объединяет усилия федеральных органов исполнительной власти, а также региональных органов власти и местного самоуправления, позволяя наиболее эффективно задействовать возможности каждого субъекта ОГСПТ.
Спектр профилактических мероприятий широк: от акций обще-профилактического характера по формированию антитеррористического сознания (например, проведение ежегодно 3 сентября Дня солидарности в борьбе с терроризмом) до индивидуальной работы с конкретными лицами — потенциальными пособниками террористов, сторонниками радикальных учений в исламе, членами семей ликвидированных бандитов и т.п.
Правоохранительные органы выявляют и пресекают деятельность вербовщиков МТО в социальных сетях, в том числе путем блокировки интернет-ресурсов с противоправной информацией и удаления материалов, содержащих пропаганду терроризма, ведь, как известно, лидеры международных террористических организаций умело используют различные способы вовлечения в свои ряды новых участников. Набирая рекрутов в разных странах, они тем самым расширяют зону своего влияния.
В этих целях ими активно применяются современные информационные и коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы, социальные сети и мессенджеры. В среде террористического бандподполья популярно создание и тиражирование пропагандистских видеороликов, использование социальных сетей для возбуждения межнациональной или межконфессиональной вражды. Выполненные в жанре социальной рекламы ролики подготавливают массовое сознание к принятию радикальных идей, формируют соответствующие социальные представления, активизируют антиобщественную реакцию аудитории. Такое медийное воздействие — часть террористических и экстремистских практик, фактор их эффективного функционирования.
В целом за годы, прошедшие со дня основания Национального антитеррористического комитета, отечественная общегосударственная система противодействия терроризму обрела четкие контуры и укрепилась.
В результате существенно снизился уровень террористических угроз в Российской Федерации, стабилизировалась обстановка на Северном Кавказе, удалось не допустить проявления терроризма в период проведения важных общественно-политических и международных мероприятий.
Число предотвращенных терактов в последние годы в десятки раз превышает количество случаев, когда бандитам удавалось реализовать свой преступный замысел.
Существенный профилактический эффект имеет соблюдение принципа неотвратимости наказания. Например, продолжается работа по розыску лиц, причастных к нападениям на г. Буденновск в июне 1995 года, псковских десантников (6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии) 1 марта 2000 года и другим резонансным терактам. Значительная часть из террористов уничтожена, многие найдены и понесли заслуженное наказание.
В целом созданная в нашей стране система обеспечения антитеррористической защищенности объектов соответствует актуальному уровню террористических угроз и формирует условия, препятствующие совершению терактов.
Тем не менее говорить о полной стабилизации обстановки пока еще не приходится. Серьезные угрозы безопасности Российской Федерации исходят со стороны ряда международных террористических организаций. В их числе запрещенные в России «Исламское государство», «Аль-Каида», «Имарат Кавказ», «Хайят Тахрир аш-Шам», «Катиба Таухид валь-Джихад», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», действующие с территорий государств Ближнего Востока, афгано-пакистанской зоны, Северной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Закавказья, Турции и Украины.
Основными источниками угроз стали возникающие в разных регионах страны автономные ячейки и террористы-одиночки. Опасность, исходящая от этих преступников, в силу объективных трудностей их выявления на стадии подготовки терактов представляет серьезный вызов силовым структурам.
В последнее время прослеживается тенденция возвращения на родину из-за рубежа лиц, принимавших участие в боевых действиях на стороне МТО. Такой контингент имеет боевой опыт и обучен мерам конспирации.
Особую тревогу вызывает всплеск активности исламистов по разворачиванию своих формирований на территории Афганистана. Усилиями лидеров террористов он превратился в плацдарм по распространению идей джихада и вербовке новых рекрутов, что создает серьезную угрозу безопасности стран Центральной Азии, прежде всего Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Усилилась конкуренция между МТО «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещены в России) за источники финансирования и поступления вооружений, новых сторонников, включая специалистов в области высоких технологий.
Борьба за лидерство в террористическом интернационале сопровождается слияниями и поглощениями отдельных групп боевиков, возникновением новых группировок, тяготеющих к той или иной международной террористической организации.
В совокупности это ведет к росту террористической активности, пересмотру тактики, способов и методов ее организации, используемого в этих целях инструментария.
Таким образом, последовательная и системная кампания в сфере антитеррора — важнейшее условие обеспечения безопасности России и граждан нашей страны. Грамотная координация действий силовых структур и органов власти всех уровней — залог нейтрализации угроз террористического характера.
22.Роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму.
Борьба с терроризмом в нашей стране протекает на основе комплексного подхода к реализации политических, социально-экономических, правовых, информационных, а при необходимости — и силовых мер.
Для оперативного решения вопросов, относящихся к компетенции Минобороны России, в состав Национального антитеррористического комитета на постоянной основе включены Министр обороны Российской Федерации и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
На поле противодействия терроризму Вооруженные Силы действуют по двум основным направлениям: предупреждение и предотвращение террористических актов, направленных против военных объектов и военнослужащих; обеспечение участия сил и средств Вооруженных Сил в общегосударственной системе противодействия терроризму.
Рассматривая первое направление деятельности, следует отметить, что в силу своей специфики военные объекты постоянно находятся под прицелом террористических организаций. Это обусловлено прежде всего наличием на их территории вооружения и боеприпасов, потенциально опасных веществ, сооружений, технических установок, захват либо вывод из строя которых в результате террористического акта станут серьезным резонансным и дестабилизирующим обстановку событием.
В этой связи предупреждение и пресечение террористических актов на военных объектах относится к одной из доминант Министерства обороны.
Для их охраны, обороны и антитеррористической защищенности в Вооруженных Силах создана система ситуационного реагирования на возможные террористические угрозы. Она подразумевает претворение в жизнь комплекса мер по постоянной (повседневной) охране военных объектов, содержанию в готовности к применению подразделений, назначенных для борьбы с терроризмом, а также своевременное наращивание усилий в случае необходимости. Для выполнения этих задач в каждой воинской части и на каждом военном объекте созданы и проходят специальную подготовку подразделения антитеррора.
Наращивание возможностей этих подразделений предусмотрено за счет подразделений усиления и резерва, назначаемых в каждом военном гарнизоне.
Безусловно, роль специальных служб и правоохранительных органов в противодействии терроризму неоспорима. Вместе с тем для адекватного реагирования на новые вызовы и угрозы и противостояния им иногда требуется привлекать дополнительные силы и средства государства. Важнейшие из них — Вооруженные Силы, обладающие необходимым силовым потенциалом. Подразделения Вооруженных Сил привлекаются в том случае, когда масштабы террористической угрозы таковы, что уже не могут быть пресечены только лишь усилиями правоохранительных органов. В отдельных случаях силы и средства Минобороны России используются для выполнения задач, решение которых не может быть возложено на иные структуры.
Исходя из этого как компонент общегосударственной системы противодействия терроризму Вооруженные Силы могут применяться для решения четырех основных задач:
- участия в контртеррористических операциях, проводимых под руководством Федерального оперативного штаба или оперативных штабов в субъектах Российской Федерации и в морских районах (бассейнах);
- пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
- пресечения террористических актов в морской среде, на объектах морской производственной деятельности и обеспечения безопасности национального морского судоходства;
- пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Для участия в контртеррористических операциях в состав группировок оперативных штабов в каждом субъекте Российской Федерации от Вооруженных Сил назначены силы и средства огневой поддержки с необходимыми средствами поражения, в том числе танками, боевыми машинами и артиллерией. Кроме того, в состав группировок, формируемых для проведения контртеррористических операций, для оказания помощи органам безопасности и правопорядка по их заявкам направляются подготовленные для выполнения специфических задач инженерно-саперные подразделения, подразделения радиационной, химической и биологической разведки, медицинские отряды, расчеты беспилотных летательных аппаратов.
В постоянной готовности к действиям в составе резерва Федерального оперативного штаба содержатся мобильные резервы командующих войсками военных округов. Это наиболее подготовленные, хорошо экипированные и обеспеченные современным вооружением подразделения специального назначения, разведывательные подразделения, подразделения воздушно-десантных и десантно-штурмовых соединений, а также соединений и воинских частей морской пехоты.
Подразделения Вооруженных Сил продолжают участвовать в мероприятиях по поддержанию стабильности в Северо-Кавказском регионе России.
Военнослужащие Минобороны России совместно с подразделениями ФСБ России, МВД России и Росгвардии в составе объединенной группировки войск (сил) выполняют боевые задачи по поиску, обнаружению, обезвреживанию и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, стремящихся организовывать и осуществлять террористические акты на Северном Кавказе.
К проведению таких операций привлечены наиболее подготовленные боевые подразделения — разведывательные и специального назначения Южного военного округа и Воздушно-десантных войск. Кроме того, в состав объединенной группировки войск (сил) включены воинские части и подразделения одного из наиболее боеготовых объединений Южного военного округа — 58-й общевойсковой армии.
Меры по устранению угрозы терактов в воздушной среде реализуют дежурные силы и средства Воздушно-космических сил, а также войска (силы) видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемые к выполнению задач противовоздушной обороны.
Задачи пресечения террористических актов во внутренних и территориальных водах Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на российском континентальном шельфе, а также обеспечения безопасности национального морского судоходства решаются в ходе выполнения боевой службы и боевого дежурства силами и средствами Военно-Морского Флота.
Одной из важнейших задач остается пресечение международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации. Наиболее ярким примером ее выполнения служат действия российских Вооруженных Сил в Сирийской Арабской Республике, где Россия с 30 сентября 2015 года по просьбе руководства Сирии помогает сирийскому народу в борьбе против международных террористических структур.
В декабре 2017 года активная фаза операции по ликвидации бандформирований была завершена. Уничтожена большая часть боевиков террористических формирований, от радикалов избавлено 90 % территории Сирии.
В ходе операции освобождено более 1400 населенных пунктов, уничтожено порядка 130 тысяч боевиков (в том числе свыше 800 лидеров бандформирований), более 1500 боевых бронированных машин, около 1200 пикапов с крупнокалиберными пулеметами, более четырех тысяч орудий, реактивных систем залпового огня и минометов (в том числе кустарного производства).
Российскими специалистами разминировано около 10 тысяч гектаров территории, более 20 тысяч зданий и сооружений, 1600 километров дорог, обнаружено и уничтожено более 143 тысяч взрывоопасных предметов.
Российская группировка войск (сил) по-прежнему оказывает авиационную поддержку подразделениям сирийских вооруженных сил по уничтожению разрозненных групп боевиков.
Российские советники консультируют военное руководство страны, обучают сирийских военнослужащих.
Центр по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев ведет мониторинг соблюдения режима прекращения боевых действий, проводит гуманитарные акции, оказывает содействие в доставке гуманитарных конвоев ООН в наиболее нуждающиеся районы Сирии, а также помощь в возвращении сирийских беженцев и временно перемещенных лиц к местам довоенного проживания. Достигнутые российской стороной соглашения с сирийской оппозицией и курдами позволили возобновить товарный обмен между различными регионами Сирии, ранее разделенными гражданской войной. Разрешена проблема обеспечения гуманитарного доступа. Населению доставлены сотни тонн продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости.
Содействие России позволило сирийскому правительству приступить к восстановлению экономики страны и дало мощный импульс процессу политического урегулирования ситуации в Сирии.
Вклад Российской армии в дело борьбы с терроризмом в Сирийской Арабской Республике ни у кого в мире уже не вызывает сомнений.
Кроме того, в соответствии с российским законодательством и с учетом перевооружения на современные образцы вооружения и военной техники Вооруженные Силы готовы пресекать террористическую деятельность за пределами нашей страны посредством превентивных ударов в любой точке планеты, откуда исходит угроза для России.
Таким образом, Министерством обороны Российской Федерации в рамках общегосударственной системы противодействия терроризму ведется постоянная и кропотливая работа, направленная на противодействие террористическим угрозам, а также на повышение готовности войск (сил) к антитеррористическим действиям при возникновении угроз такого рода.
Как итог можно констатировать, что в последние годы мировой геополитической ситуации присущи особая непредсказуемость и неопределенность развития. В значительной степени это обусловлено кризисом однополярного мира и переходом к полицентричной системе международных отношений. Однако прежние центры силы не намерены отказываться от доминирующего положения и нередко используют международный терроризм в качестве инструмента борьбы за власть и глобальное доминирование.
Особенностью современного терроризма становится его использование в качестве одного из инструментов гибридной войны. Немало примеров, когда под предлогом борьбы с этим злом происходит прямое, подчас военное иностранное вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Избирательные обвинения в поддержке терроризма становятся излюбленным приемом для организации международного давления на неугодные режимы. Не менее безответственны стремления делить террористов на «своих» и «чужих» и при этом манипулировать и теми и другими.
Международные террористические организации не оставляют попытки вовлечения в противоправную деятельность отдельных лиц для совершения террористических актов либо пособничества террористам. Устремления террористов по-прежнему направлены на объекты органов власти и места массового пребывания людей.
В нашей стране продолжится совершенствование стратегии, практических форм и методов борьбы с терроризмом, а Минобороны России в ближайшем будущем останется одним из важнейших участников противостояния ему.
23.Правовое, информационно-аналитическое, научное, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму.
За последние годы в Российской Федерации создана своя система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности. Особый упор сделан на совершенствование соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления в общественной среде и террористическую деятельность.
Общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия экстремизму и терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию экстремисткой и террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявлений экстремизма и терроризма.
Общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Субъектами противодействия экстремизму и терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антиэкстремистских и антитеррористических мероприятий.
Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы «О противодействии экстремисткой деятельности» и «О противодействии терроризму», нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам борьбы с терроризмом, например: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии»; Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2001 года № 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции», Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» об образовании Национального антитеррористического комитета и др.
В правовом обеспечении противодействия экстремизму и терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Правовое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму включает в себя постоянный мониторинг и анализ экстремизма и терроризма как явлений, проблем в организации деятельности субъектов противодействия экстремизму и терроризму, законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной области, подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия экстремизму и терроризму.
Для успешного решения задачи нормативно-правовая база противодействия экстремизму и терроризму должна соответствовать следующим требованиям:
- гибко и адекватно реагировать на постоянные изменения способов, форм, методов и тактики деятельности субъектов экстремисткой и террористической деятельности;
- учитывать международный опыт, реальные социально-политические, национальные, этноконфессиональные и другие факторы;
- определять компетенцию субъектов противодействия экстремизму и терроризму, адекватную экстремистским угрозам и угрозам террористических актов;
- устанавливать ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму и терроризму;
- определять адекватные проявлениям экстремизма и угрозам террористических актов меры стимулирования и социальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по противодействию экстремизму и терроризму;
- обеспечивать эффективность уголовного преследования за экстремистскую и террористическую деятельность.
Важной задачей противодействия экстремизму и терроризму является обеспечение законности при осуществлении данной деятельности, участие субъектов противодействия экстремизму и терроризму в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы, а также в формировании правовой культуры населения.
Информационно-аналитическое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму включает в себя сбор, накопление, систематизацию, анализ, оценку информации об угрозах террористических актов, обмен ею и выдачу ее потребителям такой информации.
В процессе информационно-аналитического обеспечения противодействия экстремизму и терроризму решаются следующие основные задачи:
- исследование основных факторов, определяющих сущность и состояние экстремистских настроений и угроз террористических актов;
- прогноз вероятных тенденций и закономерностей возможности развития экстремизма и угроз террористических актов, разработка предложений для своевременного принятия решений по их нейтрализации;
- анализ информации о проявлениях экстремизма и терроризма, а также о политических, социально-экономических и иных общественных процессах в Российской Федерации и в мире, оказывающих негативное влияние на ситуацию в области противодействия экстремизму и терроризму;
- организация и осуществление информационного взаимодействия субъектов противодействия экстремизму и терроризму;
- мониторинг и анализ национального и международного опыта противодействия экстремизму и терроризму; совершенствование, в том числе на основе внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий, информационно-аналитического обеспечения координации деятельности по противодействию экстремизму и терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества;
- проведение в этих целях с привлечением специалистов научно-исследовательских учреждений ситуационных анализов рисков развития экстремизма и рисков совершения террористических актов;
- создание единого антиэкстремистского и антитеррористического информационного пространства;
- своевременная подготовка предложений по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы информационно-аналитического обеспечения противодействия экстремизму и терроризму;
- систематическое повышение профессиональной подготовки специалистов в области противодействия экстремизму и терроризму.
Информирование должностных лиц органов государственной власти по вопросам противодействия экстремизму и терроризму предусматривает оптимизацию информационных потоков и распределение полномочий между субъектами противодействия экстремизму и терроризму в области информационно-аналитической деятельности, централизацию информации об учете (в том числе статистическом) экстремистских и террористических проявлений и результатов антиэкстремистской и антитеррористической деятельности всех субъектов общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму.
Национальный антитеррористический комитет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и отчетную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией информируют потребителей информации об экстремистских настроениях и угрозах террористических актов по конкретным вопросам, требующим срочного реагирования.
К деятельности по информационно-аналитическому обеспечению противодействия экстремизму и терроризму привлекаются научно-исследовательские учреждения, а также общественные объединения и другие институты гражданского общества.
Научное обеспечение противодействия экстремизму и терроризму включает в себя:
- разработку теоретических и методологических основ противодействия экстремизму и терроризму, рекомендаций для решения практических задач по конкретным направлениям деятельности в области противодействия экстремизму и терроризму;
- проведение научно-прикладных исследований для принятия политических, правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия экстремизму и терроризму на разных уровнях;
- изучение международного опыта борьбы с экстремизмом и терроризмом, внесение предложений совершенствованию стратегии и системы мер противодействия экстремизму и терроризму.
Дальнейшее развитие общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму предполагает концентрацию материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения деятельности субъектов противодействия экстремизму и терроризму, создание соответствующей инфраструктуры для развития общедоступной сети научно-технической информации, стимулирование органами государственной власти инновационной и инвестиционной политики в целях повышения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности, а также в целях формирования системы страховой защиты населения от проявлений экстремисткой деятельности и террористических рисков.
Финансовое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Финансирование федеральных целевых программ в области противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия экстремизму и терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Продуманная кадровая политика является одним из основных направлений повышения эффективности функционирования общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму.
Кадровое обеспечение противодействия терроризму осуществляется по следующим основным направлениям:
- подготовка и переподготовка сотрудников, участвующих в противодействии экстремизму и терроризму;
- антитеррористическая подготовка сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в рамках своих полномочий в противодействии экстремизму и терроризму.
24.Правовая основа борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.
Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма и терроризма.
Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные Законы: «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О прокуратуре Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации».
Положение статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Также часть 2 статьи 29 Конституции не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В вышеуказанных законодательных актах содержатся правовые определения и организационные основы противодействия экстремистской и террористической деятельности, в частности под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Экстремизм же представляет собой возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такие противоправные действия экстремистского характера, как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ), которые влекут за собой административные штрафы и аресты.
В Уголовном Кодексе Российской Федерации совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Кроме того, УК РФ предусматривает отдельные виды преступлений, имеющих экстремистский характер независимо от наличия квалифицирующих признаков и отягчающих обстоятельств, такие как: статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, статья 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, статья 282.1 – организация экстремистского сообщества, статья 282.2 – организация деятельности экстремистской организации, статья 357 – геноцид. Указанные выше преступления наказываются штрафами, арестами, обязательными работами и лишением свободы вплоть до двадцати лет, а также пожизненным лишением свободы.
Действия и преступления, имеющие террористический характер регулируются исключительно Уголовным Кодексом Российской Федерации, а именно: статья 205 – террористический акт, есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. К преступлениям террористического характера, помимо собственно террористического акта, закон относит содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). Данные преступления влекут за собой наказания в виде лишений свободы на разные сроки, вплоть до двадцати лет, а также пожизненное лишение свободы.
Опасность террористического акта заключается еще и в том, что к нему невозможно подготовиться заранее, поэтому гражданам следует всегда быть настороже.
В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.
Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.
Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение.
Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.
Безусловно, проводить профилактику экстремизма и терроризма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Можно, в частности, предложить следующие действия, направленные на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде:
Первое - проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде. В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
Второе - воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств. Часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. И у каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей, независимо от каких - либо обстоятельств, нельзя делить людей по любым признакам. Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма.
Третье - совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела. В частности, государству необходимо заботиться о том, чтобы не только в крупных городах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали клубы, дома культуры, кинотеатры, музеи и другие социально-культурные заведения. Необходимо также активнее пропагандировать в молодежной среде здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане.
Четвертое - повышение уровня социальной и материальной защищенности молодежи, помощь в трудоустройстве молодых специалистов, поддержка жилищных программ для молодежи.
Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия.
Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.
Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам-объектам атаки в результате терактов.
Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.
В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности экстремисткие и террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает семь тысяч, в том числе более ста пятидесяти русскоязычных, и оно постоянно растет.
Спецслужбами и правоохранительными органами фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Так, параллельно с развитием сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т.д.
Наряду с использованием новейших информационных технологий экстремистскими и террористическими организациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия.
Значительным идеологическим ресурсом экстремистов, террористов и бандподполий является обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. Основная категория обучающихся - молодые люди в возрасте 20-25 лет.
Для противодействия этим негативным тенденциям органы государственной власти, местного самоуправления с привлечением возможности гражданского общества должны сосредоточить свои усилия на работе по следующим направлениям:
информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму (выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, объективные публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов, оперативных штабов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т.д.);
пропагандистское обеспечение (своевременное доведение объективной информации о результатах деятельности в указанной сфере); контрпропагандистское (адекватная и своевременная реакция на дезинформацию, выступления, высказывания прекративших свою преступную деятельность главарей бандформирований, распространение листовок и пропагандистской литературы);
идеологическое (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.);
организационное (содействие деятельности общественных и религиозных объединений традиционной конструктивной, в том числе антитеррористической, направленности; взаимодействие со СМИ, проведение конференций, слётов, «круглых столов», конкурсов на лучшие материалы антитеррористического характера и т.д.);
образовательное направление (создание системы подготовки специалистов, в том числе из числа гражданских лиц, в области информационного противодействия терроризму).
Подобную работу следует вести наступательно, в том числе отстаивая интересы России в этой области на международном уровне.
25.Административная ответственность за действия экстремистского характера.
Экстремизм представляется собой приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности, выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, мятеж, повстанческая деятельность, террористические акции.
Экстремизм по-прежнему представляет серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в нашей стране.
В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) имеются четыре статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера.
Статья 20.3 — пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; статья 20.3.3 — публичная дискредитация военных и призывы к воспрепятствованию использования армии; статья 20.29 — производство и распространение экстремистских материалов и ст. 20.3.1 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Вместе с тем, КоАП РФ предусматривает ответственность за иные действия, которые также могут носить экстремистский характер.
Так, например: нарушения законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (статья 17.10); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2); организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.2).
Административная ответственность за совершение правонарушений экстремистского характера.
26.Как уберечь подростка от влияния экстремистских групп.
Молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.
Наиболее опасным - по мнению психологов - с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности.
Попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:
- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения.
- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.
- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
1. Не осуждайте увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнет его на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.
2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.
3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
27.Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних.
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы модернизации общественной жизни, обусловленные глобализацией, становятся факторами, стимулирующими напряженность в межнациональных отношениях, которые сопровождаются межэтническими конфликтами, появляются различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм.
В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Однако именно подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Приходится констатировать тот факт, что наряду с позитивными характеристиками молодого поколения стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности молодежи; утраты национальной культурной идентичности; проявления индивидуализма и эгоцентризма, авторитарной направленности в общении, требования согласия с собственной позицией при игнорировании чужой точки зрения, девиантного и делинквентного поведения, воинствующего национализма; диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие у молодых людей жизненных перспектив и перспективы самоактуализации.
Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей установок, отрицающих многие ценности существующего общества.
Таким образом, в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм».
Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов.
Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Уголовный кодекс Российской Федерации. под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, говорится, что стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
28.Виды экстремизма.
Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.
Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.
Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления. Во многих случаях под «религиозным экстремизмом» подразумевается экстремистская деятельность, осуществляемая религиозными объединениями или ведущаяся с использованием религиозных лозунгов и призывов.
Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Проявляется в подростковой и молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.
Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных.
Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.
Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести».
Только поняв причины и источники возникновения экстремизма среди молодежи, возможно в учебно-воспитательном процессе создать организационные, содержательные и социально-психологические условия противодействия экстремистским установкам личности подрастающего поколения.
Положение и роль в обществе молодежи, как социально-демографической группы, с определенными возрастными особенностями, потребностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, находящейся в стадии социализации, усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих быть активным полноправным членом общества, напрямую обусловлены характером социально-политических процессов и экономических отношений, традициями, конкретной исторической ситуацией.
Экстремизм порождают противоречия, возникающие в результате социально-экономических кризисов, деформации политических и идеологических институтов, резкого падения жизненного уровня, ухудшения социальных перспектив значительной части населения, особенно молодежи.
Возникновение неформальных групп и их быстрый рост сигнализирует о том, что в обществе существуют серьезные проблемы, противоречия, несоответствие потенциала, интересов и запросов молодежи тем возможностям, которые предоставляет государство, общество.
Процессы смены традиций в обществе и возрастное стремление молодежи к самостоятельности и независимости способствовали ослаблению связей молодых людей с обществом.
Отсутствие авторитетных массовых общественных молодежных организаций, объединяющих и воспитывающих на положительных образцах подрастающее поколение и стремление молодых людей к «новому идеальному устройству жизни» через отрицание существующего порядка, привели к быстрому росту числа неформальных групп, в которых удовлетворяется потребность молодежи в консолидации, самореализации, в том числе творческой реализации.
Происходящие процессы глобализации требуют готовности молодежи жить в новых условиях, однако социо-культурные условия общества не всегда способствуют формированию этой готовности. Это вызывает противоречия ценностного кризиса, культуры межнационального общения.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что назревшие в обществе проблемы усиления института семейного воспитания, совершенствования системы общественного воспитания, организации культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения решаются крайне медленно.
Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи кроются не только в общественных условиях. Его природа тесно связана так же с рядом особенностей личности. А именно, источник экстремизма, как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды.
Интеллектуальная и нравственная ограниченность рождает ощущение того, что только Я и мое сообщество являются обладателями абсолютной истины, которая видится закрытой и окончательной («Есть два мнения: мое и неправильное» типичный девиз низко интеллектуально развитого человека).
Чем выше человек поднимается в познании, тем более явно он осознает неисчерпаемость мира и форм знаний о нем, тем терпимей он относится к «истинам» и теориям оппозиционных сообществ. Человек, имеющий высокий уровень интеллектуального и нравственного развития, склонен к рефлексии и самокритике, анализу ситуации, «плюсов» и «минусов» предмета внимания.
Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента – признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора.
Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой – чужой», страх перед «непохожим на себя». Это обусловлено наличием особенностей психики человека, которые служат почвой для формирования установки на агрессию по отношению к «другому».
Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее и безопаснее тех, кто отличается от нас. Принадлежность к какой-то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае «другие» и «не такие» тоже нужны, но только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к «своим».
Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого: «во всем виноваты …» Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач.
Когда это дополняется социально-психологической неустойчивостью, то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии, вплоть до экстремизма, могут развиваться в еще более явной степени.
Ксенофобия как психологическая основа страха перед чужой культурой является центральным психологическим механизмом формирования и проявления интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина межнациональных конфликтов и войн, так как она всегда порождает жесткую ответную реакцию. Ксенофобия также удобное орудие манипуляции, которым успешно пользуются националистические движения.
В кризисных ситуациях в обществе ксенофобия приобретает массовый характер и самые различные формы, например, этнофобий (антисемитизм, кавказофобия, русофобия, цыганофобия и др.), религиозных фобий, фобий по отношению к различным социальным группам (например, мигрантофобия)».
Поэтому одной из наиважнейших задач по преодолению у подрастающего поколения психологического барьера «свой-чужой» является задача формирования их социально-психологической устойчивости.
29.Социально-психологическая устойчивость экстремизма.
Социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентаций и опирается на способность к сохранению нервно-психического равновесия в самых разных жизненных ситуациях.
Ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в молодёжной среде выступают следующие категории:
негативная этническая идентичность;
межнациональная напряженность;
нетерпимость;
национализм;
расизм;
шовинизм;
фашизм;
ксенофобия.
Бесконтрольное развитие каждой из них может привести к самым трагическим последствиям.
Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет.